Найти тему
РУНАРУМ

Адописные иконы! Святые с рогами и собачей головой...

Вы удивлены? Но такие иконы действительно существовали на Руси в далеком средневековье. А единичные экземпляры существуют и сейчас...

Одна из историй про Василия Блаженного гласит:
Во времена правления царя Ивана IV (Грозного) один богатый человек заказал у художника-иконописца икону с изображением Богоматери - Пречистой девы Марии. Однако ночью к иконописцу явился дьявол и приказал написать его свой портрет, а потом сверху закрыть его ликом Девы Марии, повелевший написать его портрет, а сверху закрыть его ликом Пречистой Девы. За это Дьявол дал художнику-изуверу 50 златников. Получив икону, заказчик, ни о чем плохом не подозревая, повесил её над воротами Китай-города в Москве, где новой иконе поклонялся всякий проходивший и проезжавший под ней. Вскоре много случилось в городе бед, болезней и неожиданных напастей. Блаженный Василий, имевший удивительный дар душой и сердцем различать обман и правду, почуял, что над воротами висит лик сатаны. Василий взял камень, с размаху кинул в икону камень образ камень с такой силой, что икона упала и раскололась надвое... Сначала Василия избила возмущенная толпа и сдала его царским стражникам, а те вскоре донесли о происшествии царю Ивану IV. Однако на допросе у царя блаженный Василий показал скрытый под слоем верхней краски облик дьявола. Когда правда вскрылась, Василия отпустили, а продажного иконописца казнили.

Коллаж RUNARUM (на основе фото их Яндекс.Картинки)
Коллаж RUNARUM (на основе фото их Яндекс.Картинки)

В XVI-XVII веках на Руси стали появляться так называемые адописные иконы. Обычно они имели несколько слоев изображения. Верхний слой представлял собой привычные всем канонические лики святых. А на нижнем слое была изображена всякая разная бесовщина и богохульство - рогатые черти, танцующие бесы, вариации портретов дьявола. Иногда на нижнем слое были нарисованы только мелкие элементы - рожки святым, чернокнижная атрибутика или дьявольские символы.

Существует две основных версии происхождения таких адописных икон.

Первая версия - их рисовали наиболее радикальные богомазы из староверов (старообрядцев). Дело в том, что в середине XVI века, а потом в XVII веке произошли довольно серьезные изменения в правилах и обрядах церковной службы. Русская церковь этой реформой старалась унифицировать все церковные обряды и приблизить их к традициям греческой православной церкви. Это касалось правил крещения младенцев, поклонов, крестного знамения, направления движения крестного хода, церковных песнопений. Для непосвященного человека эти изменения не кажутся принципиальными и кардинальными. Однако приверженцы старых обрядов, основанных еще на языческих традициях, крайне негативно восприняли новые правила. В русской церкви возник серьёзный раскол. Часть верующих - приверженцев старых обрядов отказалась подчиниться указам тогдашнего патриарха. При этом старообрядцы не себя считали отступниками. Скорее наоборот - последователей новых обрядных правил они считали предателями государства и русской веры. Иногда староверы шли на совсем крайние меры - самосожжение. Сжигали себя как поодиночке, так и целыми семьями и общинами.

К концу XVII века изготовление и продажа икон со скрытыми дьявольскими изображениями стала не только частью религиозной борьбы, так и большим бизнесом. Главными поставщиками адописных икон были ловкие и пронырливые торгаши - офени. Они называли себя потомками древних греков (офеня - производное от слова Афины). Они занимались как на рисованием, так и перепродажей икон. Конечно, не все иконы, которыми торговали офени, содержали дьявольские изображения - они торговали также и обычными иконами, однако нарисованными именно в стилистике староверов, а не по новым церковным канонам. Иногда в какой-то город завозилась и успешно продавалась партия внешне нормальных икон со скрытыми рисунками. Через некоторое время появлялись люди, которые как бы невзначай, отколупывали слой верхней краски и там обнаруживался адописный слой. Богохульные иконы быстро уничтожались, а сообразительный разоблачитель быстро продавал испуганным людям новые иконы, уже без дьявольского нижнего слоя. Что ни говори - техничка продаж у офеней была "на высоте". Такие случаи в своих воспоминаниях описывал известный русский писатель Николай Лесков.

-2

Серьезную зачистку адописных икон в России провели во второй половине XIX века. Так как русский царь считался не только светской властью, но и "помазанником божьим". то за изготовление и продажу таких икон стали наказывать, как за государственную измену и покушение на государя. Бизнес на богохульных иконах таким образом прекратился.

Вторая версия появления адописных икон приписывается, конечно же, представителям черной магии - колдунам, ведьмам и разного рода мастерам оккультных наук. Традиционная черная магия, русское чернокнижье во многом построено на отрицании и хулении церкви, работе с демонами и духами загробного мира. Кстати, многие колдуны и чернокнижники были ярыми приверженцами языческих традиций и вполне логично, что являлись противниками христианской церкви. По заказам чернокнижников художники на свой страх и риск рисовали такие иконы. Человек приобретал икону с двойным изображением, но в итоге молился не на образ Иисуса Христа или Пресвятой Богородицы, а дьяволу, скрытому под верхним слоем краски и лака. Но все-таки вред от ведьм и колдунов даже в дореволюционной России был значительно меньше, чем от торгашей-офеней, продававших адописные иконы православным верующим в течение многих десятилетий.

Что касается странных изображений некоторых святых с головами животных, то в большинстве случаев это не является богохульством. Например, Святой Христофор в православной традиции изображается с головой собаки.

-3

В настоящее время старых адописных икон почти не осталось. Редкие экземпляры, которые сохранились в частных коллекциях - в большинстве случаев, новодел. Иногда такие иконы действительно используют для своих нужд маги и колдуны, практикующие черную магию. Говорят, что наведение порчи или подклады с помощью дьявольских икон имеет очень сильное и разрушающее воздействие. Поэтому, на всякий случай - будьте осторожны, когда покупаете иконы в неизвестных местах и у непонятных людей. Не принимайте иконы, а также магическую и церковную атрибутику у неизвестных вам людей.

А главное - не творите зла, будьте чисты и тверды в своих помыслах, берегите близких. И тогда никакая черная магия вас не возьмет. А почему? Это уже тема другой статьи. Если интересно, прочитайте статью: "Три главных правила защиты от порчи".

Другие статьи на канале "Рунарум" по теме Магия и религия:
"Где живет Душа до рождения и после смерти"
"Бог не услышит ваши молитвы и не поможет вам. Почему?"
"Как христианские святые соединились с нечистой силой"

Хотите узнать больше? Поставьте статье"Лайк" и подписывайтесь на канал РУНАРУМ, читайте нас и обсуждайте. Каждую неделю на канале для вас выходят новые статьи и рассказы.