Найти тему
Историчка

Сладкие яблоки ( часть 2)

Начало здесь:

(Очерк, основанный на реальных событиях)

фото из фильма " Жаужурбек Мын бала"
фото из фильма " Жаужурбек Мын бала"

5.

- Что произошло между Басиром и Феридой? Ты знаешь что – нибудь?

Люся проглатывала чай с вареньем и словно не чувствовала его вкуса. Они уже час сидели с Мериэ, обсуждая последнюю новость в деревне.

Люся говорила много, с придыханием и сочувствием.

Из ее рассказа Мериэ узнала, что Басир женился на Фериде вопреки желанию его матери. Басир – татарин, и его род мечтал о девушке из приличной семьи. Закончил школу – восьмилетку, образованный человек! Мать им гордилась. Жениться пришла пора, и мать отправила письмо на родину Басира, в Казань, к его дяде с просьбой сосватать ему хорошую девушку. Не успел дядя приехать, чтоб рассказать сестре о главных претендентках и о своих поисках, как Басир взял да и привел…казашку! Да еще с обрезанными косами, наглую и слишком образованную…

«Образованные девушки – это большая проблема. Это черт в юбке, вот что такое образованная девушка!»- ругал Басира дядя, но поделать ничего не смог. Сыграли свадьбу. А новоиспеченная жена вдруг заявила, что будет поступать в институт!

- Слава богу , что ее не приняли, - резюмировала Люся, - а то они развелись бы еще раньше.

А сегодня вся деревня была шокирована невиданным зрелищем,- Басир, всегда такой сдержанный и спокойный, вытащил огромный чемодан своей жены и выбросил его на дорогу. Сил у него было не занимать,- чемодан перелетел через дорогу и упал в канаву!

Мериэ пила чай, слушала разговоры Люси и удивлялась другому. Ведь знает же, что ее муж Степан тоже фигурант этого скандального дела, изменяет ей, и ни слова не произнесла об этом.

« Хотя и у нас, мусульман, так принято: муж изменяет – молчи, если жена изменяет – будет бита плетьми. Хотя сейчас, в наше время все изменилось. Женщины иногда бывают и такие, как Фарида. И вместо плетей Басир просто дал ей развод , да и все…»- думала Мериэ.

К вечеру должен был приехать Виали. Она ждала его с тревогой, не осознавая, что больше страшится его приезда, чем ждет с нетерпением. Она поминутно выглядывала за околицу, но дорога была пуста и безлюдна. Стукнула калитка, и Мериэ бросилась к воротам. На летнем топчане у дома сидел старик к тюбетейке. В руках у него была деревянная самодельная трость, за плечами – мешок.

- Дочка, подай мне хлеба и воды!

Мериэ пригласила путника в дом, накормила его и отдала ему теплую одежду.

Старик снял свой дырявый жапан, в темноте сверкнули и звякнули золотистые круги на груди.

«Медали,- догадалась Мериэ,- еще одна неприкаянная душа, потерявшая родных".

Девушка подала старику новый жапан, который сшила в подарок отцу.

- Как звать тебя, дочка?- спросил он, разглядывая свою новую одежду. – Какая красота! Моя Зулейха такая же была затейница!

- Меня зовут Мериэ, я дочь Шади…

Старик повернулся, и девушка отчетливо увидела, как задрожала его рука, держащая новый жапан.

- Я знал одного Шади, - его голос сорвался, - давно это было…

В окно брызнули световые лучи молнии, громко грянул гром, и тонкие струны дождя обрушились на землю, приминая все под собой.

- Оставайся ночевать, дядюшка,- засуетилась Мериэ, - муж мой скоро придет, посидим, поговорим…

Дождь нарастал с новой силой, и уже огромные лужи заполнили весь двор и улицы небольшого села.

Только поздней ночью Виали приехал домой. Его одежда вся вымокла, сам он, голодный и уставший, почти ничего не ел и вскоре забылся тяжелым сном.

- Устал твой работник, - сказал старик, - завтра поговорим.

Наутро старик долго говорил с Виали о чем- то, потом , собрав свои нехитрые пожитки, молча пошел со двора. Не успела Мериэ накрыть дастархан, как он исчез из виду словно его и не было.

Мериэ выбежала на улицу, чтоб вернуть его и угостить завтраком, но дорога была пуста. Старик как сквозь землю провалился.

- Вот что, жена, - сказал Виали, - я хочу поговорить с тобой…

Мериэ выронила ведро, которое хотела отнести в хлев. От страха ее ноги ослабели, и она села на глиняный приступок. Виали давно не говорил с ней, он вообще не был мастером вести диалоги. Но одно Мериэ уяснила,- каждый раз, когда ее муж начинал разговор, кончалось это всегда плохо.

- Я должен признаться, что не любил тебя, - произнес он снова, будто выдавливая слова. Его взгляд блуждал ко комнате и на минуту Мериэ показалось, что Виали лишился разума. - Я возвращаю тебя отцу, ты свободна.

Слова мужа оглоушили ее. Она свободна? Только сейчас Мериэ поняла, что вернулась к нему из страха. Виали словно гипнотизировал ее, сковывал по рукам и ногам. Девушка с минуту постояла, теребя длинную косу, затем бесшумно прошла в комнату, наполненную ароматом свежезаваренного чая. Она молча надела платок, подвязала кушак и только потом робко взглянула на Виали.

Он стоял в дверях, не произнося ни слова. Лишь глаза, налитые кровью, говорили Мериэ, что нужно бежать. Бежать как можно быстрее.

- Ну что ж, прощай…

Она переступила порог, собираясь уйти, но Виали внезапно схватил ее за руку.

- Прощай? Ты сказала – прощай?...

Он сжал ее руку так, что Мериэ застонала от боли.

- Ты так легко мне говоришь « прощай"? Так ты не любила меня?? А я проверял тебя …

Его рот искривила злая усмешка. Он подошёл к ней так близко, что Мериэ почувствовала удушливый запах пота от его одежды, затем с силой отшвырнул ее в середину комнаты. Она смутно различила его приближающуюся фигуру в проеме двери, ожидая удар, затем потеряла сознание.

7.

- Он тебя не бил, - сказал Шади удивленной дочери.- ты просто со страха потеряла сознание.

Мериэ очнулась в родном доме, в Красных Полянах. У маленькой печки хлопотала Сулухан, поторапливая младшего сына, собирающегося в школу.

- Камилла, портфель, Сания, где мои носки? Дамиля, найди мне рубашку…

Маленький Сухим вальяжно восседал за дастарханом, даже и не думая суетиться.

- Горе- ученик, - вздыхала Сулухан, – никогда с вечера не приготовится…

Как всегда, выяснилось, что портфель валяется на улице, там, где и бросил его Сухим, носки на печке, - сушаться после вчерашнего неудачного падения в лужу, а рубашка…Рубашку искали в этот раз дольше обычного.

«Ничего не изменилось"- с улыбкой подумала Мериэ, поднимаясь с постели, - наконец- то, я дома"…

….

Через несколько месяцев никто уже не узнавал ее прежнюю, - бледную, изнуренную и поникшую. Она похорошела, поправилась. Превратилась в красивую девушку с черными, как смоль, глазами и длинными темными косами.

Вечером Шади приехал из города необыкновенно возбужденный и счастливый. От переполнявшего его счастья он даже отказался от ужина.

- Да что с тобой такое? – удивилась Сулухан. – Никогда отец не отказывался от инкаля…

- Молчи, женщина, - весело и беззлобно произнес Шади, - я задумал кое – что, вам пока знать не положено…

Он таинственно подмигнул своему семилетнему сыну и спокойно удалился спать. Как только ушел отец, сестры набросились на юного Сухима.

- Скажи нам, что задумал отец?

Сухим молчал как рыба до тех пор, пока сестры не предложили ему большую голову вареного сахара взамен на информацию.

- Отец задумал выдать замуж Мериэ…

Автор: Аина Басирова

( Продолжение следует)