Человеческое желание смотреть фильмы ужасов - это, по сути, парадокс. Каждый здравомыслящий человек всячески избегает поводов для собственного страха в реальной жизни, но когда дело касается страха, навязанного кинематографом, - тут всегда пожалуйста. Далеко не все, конечно же, любят жанр хоррор, но остановимся на тех, кто всё же любит - какими побуждениями они руководствуются, намерено позволяя дать себя испугать? На этот счёт у меня есть некоторые предположения. Итак, что движет такими людьми? Прежде всего, любопытство. Как-никак homo sapiens - самый любопытный биологический вид на планете Земля. Как выразился однажды российский астроном Павел Сурдин, "эта абстрактная любознательность искать что угодно новое выдвинула нас на вершину эволюции". Возьмите какое-нибудь другое животное, создайте ему все условия для жизни, и оно будет удовлетворено. Хотя любопытство свойственно некоторым птицам, обезьянам и другим животным, лишь человек пресыщается обыденностью (пусть даже приятной) и, бросая всё, мчится познавать неизведанное. Следующий момент: человек (а особенно, читающий человек) любит развлекать себя историями, в частности и страшными. Как здесь не вспомнить цитату из книги "11/22/63", написанную Стивеном Кингом, кстати, признанным "королём ужасов":
"Это проклятие читающих людей. Нас можно соблазнить хорошей историей в самый неподходящий момент".
Еще одно предположение: человеку в жизни может просто не хватать эмоций. А фильмы жанра ужасов могут стать одним из возможных факторов, дабы встряхнуть эмоциональное состояние человека, дать требуемую дозу адреналина, слегка изменить привычную схему восприятия.
Итак, с этим, вроде, разобрались. Идем дальше. 20 век стал основополагающим как для кинематографа в целом, так и для конкретного жанра хоррор. Я, как большой кинолюбитель, пересмотрел множество подобных картин. В связи с этим, чтобы поделиться своим кругозором и мнением с интересующимися людьми, я и сделал эту подборку. Возможно, благодаря ей, какой-нибудь любитель пощекотать нервы найдёт себе кино на вечер. И, прежде чем перейти непосредственно к топу, последний момент. Обратите внимание, что в заголовке говорится о "лучших" фильмах ужасов, а не о "самых страшных". Согласитесь, определенный фильм может напугать зрителя благодаря моментам-скримерам, но, в общих чертах, картина может оказаться неудачной. Поэтому, составляя топ, я руководствовался значимостью фильма для кинематографа в целом, уникальностью присутствующих в нём идей и влиянием на аудиторию. Таким образом, представляю 10 лучших фильмов в жанре хоррор, вышедших в XX веке. В топе они расположены по своим местам в хронологическом порядке, по дате выхода, а не от лучшего к худшему или еще как.
1. ОТВРАЩЕНИЕ (1965).
Режиссёр: Роман Полански.
Открывает наш список первый фильм из так называемой "квартирной трилогии", созданной прославленным режиссёром Романом Полански. Главная героиня картины - Кэрол, молодая красивая девушка, работающая мастером по маникюру. Обществу она кажется странноватой и замкнутой, её не привлекают мужчины, случайный поцелуй от своего почитателя вызывает в ней самое настоящее отвращение. Нерешительная Кэрол делит квартиру со своей сестрой, к которой часто наведывается любовник. Их неожиданный отъезд в отпуск вызывает у Кэрол панику, ведь она вынуждена на две недели остаться в квартире одна. Её странности и фобии перерастают в настоящее психическое расстройство, сопровождаемое жуткими галлюцинациями. Квартира, бывшая для героини убежищем от страхов, сама становится эпицентром кошмара. Полански демонстрирует нам как мир объективной реальности в картине сменяется параноидальным пошатнувшимся внутренним миром героини. Главный страх, навязанным фильмом, - никто не застрахован от шизофрении. Роль Кэрол блестяще исполнила французская актриса Катрин Денёв.
2. РЕБЁНОК РОЗМАРИ (1968).
Режиссёр: Роман Полански.
И снова Полански, со своим вторым фильмом из "квартирной трилогии" (третий фильм "Жилец" здесь представлен не будет). "Ребёнок Розмари" является экранизацией одноимённого романа Айры Левина. Сюжет. Молодая пара Розмари и Гай переезжают в квартиру в фешенебельном доме в Нью-Йорке и знакомятся со своими соседями, навязчивой и причудливой пожилой парой и их приёмной дочерью Терри. Дружба между Розмари и Терри обрывается, не успев начавшись, ведь последняя вскоре выбрасывается из окна. Ключевым моментом является сон Розмари, в котором Гай превращается в дьявола и овладевает ею. Пробудившись, девушка замечает у себя на спине царапины, что ставит под сомнения нереальность приснившихся событий. Но через какое-то время Розмари узнаёт, что беременна, и её опасения возрастают. Последующие события наталкивают Розмари на мысль, что их странные соседи являются дьволопоклонниками. Особенность картины - атмосфера. На протяжении разворачивающихся событий фильма ты увлечен, но, казалось бы, не испытываешь страха. Тем временем, атмосфера всё нагнетает и нагнетает, и к финалу, ты наконец осознаёшь весь тот ужас, что произошёл перед твоими глазами, и тебя всего трясёт. Создание этой истории связано с громким скандалом: в середине 60-х в Америке в разгар сексуальной революции лекарство "Талидомид", поддерживающее женское самочувствие во время беременности, как оказалось, влекло за собой детские мутации.
3. ИЗГОНЯЮЩИЙ ДЬЯВОЛА (1973).
Режиссёр: Уильям Фридкин.
"Изгоняющий дьявола" (в оригинале "The Exorcist") постоянно присутствует во всевозможных рейтингах лучших хорроров, а многие критики называет его самым страшным в истории кино. Чего уж говорить, вышедший еще до самого фильма первый официальный трейлер получился таким ужасающим, что большинство кинотеатров отказалось его показывать, и он вскоре был запрещён вообще. С выходом фильма разразилось несколько скандалов: во время сеанса десяткам зрителям становилось плохо, некоторые с криками выбегали из кинотеатра. Фильм был удостоен десятью номинациями на премию "Оскар" (такого результата нет ни у одного фильма ужасов), и породил тематику экзорцизма в кино. Производственный процесс как будто был проклят: до начала съёмок произошёл пожар в доме, где они планировались, а после завершения погибло двое актёров. На съёмочной площадке присутствовал настоящий священник. Сюжет картины повествует о 12-летней девочке Риган, у которой начинаются необычные приступы. Во время припадков девочка ведёт себя неадекватно и агрессивно, начинает говорить мужским голосом. Врачи не в силах поставить диагноз и советуют прибегнуть к ритуалу экзорцизма. Режиссёр Уильям Фридкин поразил зрителей пугающим натурализмом и всем тем ужасом, что произошёл на экране. Настоящий шедевр среди хорроров.
4. ЧЕЛЮСТИ (1975).
Режиссёр: Стивен Спилберг.
До 1916 года научное представление об акулах было крайне ложным. Ихтиологи громогласно заявляли, что акула ни за что не будет нападать на живых людей, а укусу челюстей не хватит мощи даже чтобы переломать человеческую кость. Трагические события 1916 года у побережья Нью-Джерси заставили учёных признать, что они недооценивали этих животных и пересмотреть со всей серьёзностью научные взгляды на акул. В июле того года произошло несколько нападений акул-людоедов на купающихся, в результате чего четыре человека погибли, а один был ранен. Естественно, это вызвало волну паники, а некоторые рыбаки вызвались истребить смертельно опасных животных. Эти события вдохновили Питера Бенчли на написание романа "Челюсти", а через год книга была экранизирована тогда ещё начинающим, но очень талантливым Стивеном Спилбергом. Съёмки длились гораздо дольше заявленного срока ввиду трудностей, неудач и поломок. Куча проблем было с механической акулой, в конечном счёте, пришлось переписывать сценарий и сокращать экранное время появления акулы. Так, Спилберг придумал отличный способ выкрутиться из ситуации, была написана сцена, где лишь по движению бочек на поверхности воды мы определяли расположение акулы, хотя самого животного видно не было. Это добавило саспенса картине. "Челюсти" стали самым кассовым фильмом в истории на тот момент, заработав в мире 470 миллионов долларов при бюджете в 7 миллионов и открыли новое понятие в кинематографе - "летний блокбастер". Фильм трудно назвать по-настоящему страшным, но его влияние на жанр неоценимо. Бесподобный саундтрек Джона Уильямса точно сумел передать тревогу зрителю в моменты приближения акулы к жертве. После выхода фильма, у многих посмотревших его развилась галеофобия, боязнь акул.
Продолжение статьи здесь. Спасибо, что прочитали!