Хорошее образование, хорошая система обучения, хорошая школа должны быть чуткими. Чуткими, прежде всего, в двух смыслах – и к ученику, и к окружающему миру. Что касается чуткости к ученику, то если бы мы хотя бы немного ее проявляли, наши дети не выходили после 9-го и 11-класса почти сплошь поголовно больными. Больными и физически, и духовно, и нравственно.
Что касается чуткости к окружающему миру, то и здесь проблемы. У нас же пока все наоборот. Жизнь – сама по себе, учение – само по себе. И то, что изучается на уроках, имеет очень мало отношения к тому, что происходит за окном.
Со всеми вытекающими отсюда последствиями – главным из которых, в виду потери интереса к обучению, является нравственное вырождение самой образовательной системы, вынужденной обращаться к «садомазохизму» как своей главной образовательной парадигме.
Но не должно быть так. Школа – это часть общества, часть жизни огромной страны, в которой, как в капле морской воды отражаются свойства мирового океана, должна отражаться жизнь страны, пульсирование ее радостей, неудач, достижений и побед.
Школа – это родная и близкая «мини-Россия», и если она не стала таковой для ученика за годы его обучения в школе, то и «мега-Россия» не станет для него чем-то значимым. Простое следствие по духовной аналогии.
В этой связи хотелось бы предложить вам, коллеги, один такой пример «чуткости» обучения к жизни страны. Как с помощью метода коллективной анимации обучения можно приблизить значимые события международной жизни страны к жизненным интересам каждого учащегося.
Мы приведем пример так называемого «кустового занятия» - занятия, занятия на основе физики, но которое не разделяется строгим образом по различным предметам. И сделаем это с верой, что подобные занятия станут частью новой образовательной системы, которая со временем придет на смену нынешней, классно-урочной.
Сейчас мы все с замиранием сердца и тревогой наблюдаем за участием наших ВМФ и ВКС в антитеррористической операции в Сирии. Одним из самых впечатляющих эпизодов этого участия являются атаки по террористам крылатыми ракетами с наших военных кораблей и подводных лодок.
Эти кадры сине-серого предрассветного сумрака над морской гладью со взмывающими в небо в строгом ритме огнями крылатых ракет – просто врезаются в память своей завораживающей мощью, одновременно тревожной и обнадеживающей.
Как хорошо бы все это рассмотреть в процессе обучения на том же уроке физики! Все физические параметры полета ракеты - ведь это же интересно и, главное, взято из реальной жизни, не просто жизни - а войны, которая идет на южных границах нашего Отечества.
Но даже если мы это сделаем, если даже сопроводим нашу теорию кадрами реальных запусков крылатых ракет - это вряд ли пробудит большой интерес.
Ну, может, пара-тройка мальчиков заинтересуется (девочки скорее всего - нет) и попросит учителя привести конкретные формулы, а один из сотен таких мальчиков захочет стать конструктором. Это в самом большом идеале.
А если увлеченный учитель вдруг захочет посвятить всех своих подопечных во всю математическую «логистику»: заставит их высчитывать высоты и дальности полетов крылатых ракет, равнодействующие сил, на них действующих, их энергетический потенциал или подъемную силу крыльев по формуле Жуковского…
Думаю, и его энтузиазм долго не продержится, столкнувшись с тем, что большинству это окажется неинтересным. И многие из его учеников так и останутся в стороне. Крылатые ракеты – ну, да, может, слегка занятно, но ко мне-то какое отношение они имеют? Они – отдельно, и я отдельно…
Вы, поняли, коллеги к чему я веду? Теоретическая экспозиция конечно важна. Но не менее важна и часть занятия, которая «оживит» все эти знания, сделает их личностно значимыми для каждого ученика. Но это может произойти только в том случае, если каждый из учеников поймет, что крылатые ракеты – «это и про меня!», «это и обо мне тоже!», «да это же я!», «да я же так делал!..», «вот, блин, а я так не делал!..», «надо обязательно попробовать!»….
Если мы сумеем пробудить в душе большинства учеников такую умственно-эмоциональную «бурю», тогда – да, наше погружение в мир крылатых ракет, в мир наук, с ними связанных, будет по-настоящему полноценным. Полноценным по линии образовательного смысла, ведь любые наши усилия на поприще обучения должны обязательно с ним согласовываться.
Итак, начинаем кустовое коланимационное занятие на основе физики по теме:
Жизнь как полет крылатой ракеты
Сначала можно предложить ребятам поразмышлять, какие принципы полета крылатой ракеты были «подсмотрены» у животных, приведенных на соответствующих снимках.
Ведь и летучая рыбка, и белка-летяга, на них изображенные, пользуются свойствами среды, не предназначенной к постоянным условиям их обитания. Как и крылатая ракета, они вынуждены преодолевать силу тяжести особенностями их телесной «конструкции».
Да, здесь и плавники-крылья у летучей рыбки, и особая перепонка между лапами белки, и хвост – как балансир и необходимое рулевое управление. К слову, соответствующая французская крылатая ракета называется «Exocet», что на русский язык переводится как «летучая рыба».
Давайте попробуем выделить основные этапы и особенности полета крылатой ракеты. Они следующие:
· взлетный период (выталкивающий толчок, работа стартового двигателя);
· полет за счет работы своего собственного реактивного двигателя;
· использование возможностей крыльев (воздушная поддержка, маневренность);
· наведение на цель с помощью программы и ее корректировка спутником.
А теперь соотнесем эти этапы с жизнью человека.
С чем можно сравнить первый – «взлетный период», за счет которого ракета поднимается в воздух и первоначально ориентируется? Наверно с периодом обучения и получения образования – в семье, в школе, в институте.
За этот период человек получает «первоначальный толчок», помогающий ему выйти на траекторию своей собственной жизни и сориентироваться по ее целям – профессиональным, семейным, нравственным, духовно-религиозным.
Чем более энергичным и осмысленным был этот «взлет», тем проще человеку будет дальше «лететь по жизни». Верно и обратное: любые сбои на этапе «взлета» грозят непоправимыми последствиями для последующего «свободного полета». Прежде всего, в плане «попадания в цель».
Отсюда становится понятной роль образования, получаемого в стенах школы. Ведь по времени – это основной период «взлета», длящийся целых 11 лет!.. И если ты – тут можно напрямую обратиться к детям – просидел эти 11 лет в школе, «сидя сиднем», «бия баклуши», «отмачивая корки», или провел их «как на каторге», не понимая, за что ты на нее попал, то… Последствия не замедлят. Все параметры твоего последующего жизненного полета - высота, длина, скорость и точность попадания в цель – могут оказаться под угрозой.
Да, друзья и коллеги, от того, удастся ли нам «пронять» наших учеников в эту ли, или подобную этой минуты, зависит очень многое. Как много их, таких «потерянных» и «непонимающих», сидят на наших уроках с неосознанной тоской по бесполезно «убитому» в стенах школы времени. Избавить их от этой тоски – наша прямая задача.
Но вернемся к крылатым ракетам. Следующий этап – это полет за счет работы собственного реактивного двигателя. Это, можно сказать, основной этап и по времени, и по важности, с точки зрения подлета к цели. Применительно к человеку – это основной этап его жизни, когда, используя собственные ресурсы, он стремится к тем или иным своим жизненным целям.
Будем считать, что он уже выбрал себе профессию, определился в плане семейной жизни, выстроил те или иные отношения с Богом и – вперед!.. Теперь он летит «свободным полетом», тратя свои ресурсы (деньги, труд, время, заботу, энергию…) на реализацию всех поставленных перед собой задач.
Полет ракеты на этом этапе зависит от количества и качества заложенного в нее топлива. Высокое качество топлива, при котором при его меньшем количестве выделяется больший объем тепла, обеспечивает ресурсную дальность ее полета - чтобы она не упала, не долетев до цели. Так и человек – он должен тщательно рассчитывать свои ресурсы, чтобы их хватило на достижение поставленных им целей. И главным таким ресурсом является…
Впрочем, пусть ребятки сами подискутируют. Они, конечно же, заговорят о деньгах, о высоких зарплатах, при которых можно «купить все, что хочешь». Возможно, упомянут о власти, как еще одном «ресурсном» источнике – чем больше власти, тем больше возможностей. О талантах и способностях, которые тоже могут стать источниками «топлива» для человека…
Но учитель сам может вмешаться в дискуссию с утверждением, что главным ресурсом человека в его «полетном» периоде является его здоровье. Что больного уже не радуют ни деньги, ни власть, ни таланты, и любые его жизненные цели могут стать недостижимыми из-за проблем со здоровьем. И как много «полетов» очень известных и талантливых людей были прерваны именно из-за этих проблем!..
Взять двух крупнейших поэтов и бардов 20-го века в России – Сергея Есенина и Владимира Высоцкого. Один стал к концу недолгой жизни хроническим алкоголиком, второго взяли мертвой хваткой за горло наркотики.
И это еще один момент для «внушения» нашим ребяткам – что не надо «грязнить» топливо своего здоровья никакими «вредными примесями». Каждый человек обладает вполне ограниченным запасом энергии. Ее и так не слишком много. А если еще и разбавлять это топливо разными ядами – долго не протянешь даже на бреющем полете…
Кстати, по поводу возможности оного – следующий ракурс, связанный с полетом крылатых ракет. Они, кроме возможностей своего двигателя, используют еще и подъемную силу своих крыльев, придающую дополнительную маневренность и ресурс для полета. Получается, что сама воздушная среда, в которой летит ракета, поддерживает ее в воздухе.
С чем это можно сравнить применительно к человеку? Мы уже назвали ключевое слово – «поддержка». Оказывается «полет человека» зависит не только от его собственных ресурсов, но и от поддержки окружающих его людей!.. Замечательно! Самое время проверить это на себе – почувствовать и собственный полет и «поддержку» от других.
Начинается очень важный коланимационный этап, связанный с движением и подключением самих тел учеников к учебному процессу. Тело – это равноправный, наряду с мозгом и душой, его участник. У него есть своя собственная телесная память, и она не менее важна, чем память умственная или эмоциональный след в душе, оставленный изученным материалом.
Провести эту форму коллективной анимации можно двумя способами. Можно просто выйти на свободное пространство класса или коридора, разделиться на группы по 7-8 человека – и пусть каждый в группе почувствует себя «крылатой ракетой». То есть - его нужно будет поднять остальными участниками. Слишком тяжелых можно не поднимать совсем вверх, но обязательно, используя ручную поддержку, подержать на весу каждого.
Но гораздо более эффективным и приближенным к реальности будет вариант с использованием спортивного или актового зала. Ребятки в соответствующей форме выстраиваются справа и слева от горки положенных друг на друга спортивных матов. Образуется коридор, причем все вытягивают руки внутрь этого коридора.
Очередной участник при этом становится в некотором отдалении от этой группы, разбегается, вытягивает руки вперед, отталкивается и действительно летит какое-то время как ракета внутрь этого коридора. Задача его товарищей мягко принять его на свои руки и плавно опустить на маты.
Тут действительно имитируются почти все этапы полета крылатой ракеты: стартовый разбег и взлет, собственный полет и «поддержка» от подъемной силы. Только вместо крыльев задействуются руки товарищей, что тоже весьма символично применительно уже к человеческой жизни.
Очень важно, чтобы каждый прошел эту процедуру – почувствовал эту поддержку, которой сопровождался собственный полет. Тогда – аналогия получится практически полная. И не только голова, но и душа, и тело запомнят эти непередаваемые ощущения полета и поддержки.
Тогда «полет крылатой ракеты» действительно может войти, что называется, в плоть и кровь наших подопечных, станет принципом их поведения, подкрепленным реальным опытом коллективной анимации.
(продолжение следует... здесь)