Сколько раз вы слышали, что Дюма-отец был несправедлив к великому человеку и изобразил его чудовищем? Наверняка, не менее сотни раз. А ведь это не так.
Надо сказать, Дюма не так уж и часто изображал злодеев. Враг главного героя у него, как правило, не чудовище, а просто противник. Дюма всегда старался дать каждому персонажу свою правду. Даже миледи...
Хотя в отношении кардинала слово "даже" неуместно. Я бы сказала, что писатель спел настоящую оду кардиналу, изобразив его воистину выдающимся человеком, пусть и не без недостатков.
В самом деле, с чего начинается приключения юного д'Артаньяна? С наставления его отца. А отец учит сына не подчиняться никому, кроме короля и кардинала. Как это часто случается, сын забыл о наставлениях отца. В его возрасте частенько принимают взгляды тех людей, с которыми общаются. Вот и приемная господина де Тревиля открыла для него новый мир: здесь поколебалось его уважение к кардиналу:
Здесь д'Артаньян, к своему великому удивлению, услышал, как критикуют политику, заставлявшую трепетать всю Европу; нападкам подвергалась здесь и личная жизнь кардинала, хотя за малейшую попытку проникнуть в нее, как знал д’Артаньян, пострадало столько могущественных и знатных вельмож. Этот великий человек, которого так глубоко чтил г-н д'Артаньян-отец, служил здесь посмешищем для мушкетеров г-на де Тревиля. Одни потешались над его кривыми ногами и сутулой спиной; кое-кто распевал песенки о его возлюбленной, мадам д’Эгильон, и о его племяннице, г-же де Комбалэ, а другие тут же сговаривались подшутить над пажами и телохранителями кардинала, — все это представлялось д'Артаньяну немыслимым и диким.
Что ценно в этой цитате -- это взгляд самого Дюма. Это он называет Ришелье великим человеком. Он напоминает, что его политика заставляла трепетать всю Европу.
Как выглядят при этом болтуны? Не очень красиво, но молодости свойственно отвергать авторитеты. И д'Артаньяну, несмотря на трепет и страх, это понравилось. "Молодость. молодость...." Впрочем, она проходит.
А потом Дюма дает уже более подробное описание кардинала, и его можно назвать почти восторженным:
У камина стоял человек среднего роста, гордый, надменный, с пронзительным взглядом и широким лбом. Худощавое лицо его еще больше удлиняла остроконечная бородка, над которой закручивались усы. Этому человеку было едва ли более тридцати шести — тридцати семи лет, но в волосах и бородке уже мелькала седина. <…>
Человек этот был Арман-Жан дю Плесси, кардинал де Ришелье, не такой, каким принято у нас изображать его, то есть не согбенный старец, страдающий от тяжкой болезни, расслабленный, с угасшим голосом, погруженный в глубокое кресло, словно в преждевременную могилу, живущий только силой своего ума и поддерживающий борьбу с Европой одним напряжением мысли, а такой, каким он в действительности был в те годы: ловкий и любезный кавалер, уже и тогда слабый телом, но поддерживаемый неукротимой силой духа, сделавшего из него одного из самых замечательных людей своего времени.
И это восторженное описание подтверждается и дальнейшей сценой. Проницательный, ловкий, изобретательный, щедрый — кардиналом трудно не восхищаться.
А уж с какой скоростью он нашелся, когда его план с подвесками потерпел полный крах. Удивительный человек!
И при этом кардинал способен на великодушие по отношению к врагам. Да, после истории с подвесками он не стал мстить д'Артаньяну, напротив — пригласил его к себе на службу. Предупрежденный об опасности Тревилем, д'Артаньян ждал покушений, ареста — всего самого худшего (а кинематографисты периодически делают эти опасения реальностью), но Ришелье оказался выше этого. Не удивительно, что Атос так комментирует отказ д'Артаньяна перейти на службу к Ришелье: "Вы сделали то, что и должны были сделать, но, возможно, вы совершили ошибку". Что интересно, д'Артаньян с ним согласен, но что делать, если выбор уже свершен?
А вспомните, что Дюма писал о Ришелье дальше:
Осада Ла-Рошели явилась крупным политическим событием царствования Людовика XIII и крупным военным предприятием кардинала. <…>
Из всех больших городов, отданных Генрихом IV гугенотам в качестве укрепленных пунктов, теперь у них оставалась только Ла-Рошель. Следовательно, необходимо было уничтожить этот последний оплот кальвинизма, опасную почву, взращивавшую семена народного возмущения и внешних войн.
Недовольные испанцы, англичане, итальянцы, авантюристы всех национальностей, выслужившиеся военные, принадлежавшие к разным сектам, по первому же призыву сбегались под знамена протестантов, образуя одно обширное объединение, ветви которого легко разрастались, охватывая всю Европу.
Итак, Ла-Рошель, которая приобрела особое значение после того, как пали остальные города, принадлежавшие кальвинистам, была очагом раздоров и честолюбивых помыслов. Более того, порт Ла-Рошели был последним портом, открывавшим англичанам вход во французское королевство, и, закрывая его для Англии — исконного врага Франции, — кардинал завершал дело Жанны д'Арк и герцога де Гиза.
Когда француз сравнивает какого-то политика с Жанной д'Арк — это высшая похвала.
А Дюма показывает, что Ришелье еще и не кровожаден. Да, он ненавидит Бекингема, но его поручение миледи не касалось убийства. Да, д'Артаньян открыто признался в преступлении, но Ришелье его не только пощадил, но еще и выполнил тайную мечту гасконца — сделал лейтенантом мушкетеров.
Ришелье в раздумье свертывал и снова разворачивал в руках бумагу. Наконец он поднял голову, устремил свой орлиный взгляд на умное, открытое и благородное лицо д'Артаньяна, прочел на этом лице, еще хранившем следы слез, все страдания, перенесенные им за последний месяц, и в третий или четвертый раз мысленно представил себе, какие большие надежды подает этот юноша, которому всего двадцать один год, и как успешно мог бы воспользоваться его энергией, его умом и мужеством мудрый повелитель.
Неужели после этого вы хотите сказать, что Дюма оклеветал Ришелье?
Нет, скорее стоит сказать, что он показал его живым человеком, способным не только на величие, но и на слабости.
Да, кардинал влюблен в королеву и из ревности возбуждает недоверие к ней у короля. Но ведь и королеве нехорошо было, воспользовавшись доверием и любовью кардинала, упросить его выполнить ее каприз и при этом выставить на посмешище. О чем она думала? Видимо, не думала вообще.
И дуэли... Да, нужды государства требовали их запретить. Но ведь и кардинал дворянин, и ему хочется славы. И вот, как пишет Дюма:
Увидев, какой грозной когортой избранных окружил себя Людовик XIII, этот второй или, правильнее, первый властитель Франции также пожелал иметь свою гвардию. Поэтому он обзавелся собственными мушкетерами, как Людовик XIII обзавелся своими, и можно было наблюдать, как эти два властелина-соперника отбирали для себя во всех французских областях и даже в иностранных государствах людей, прославившихся своими ратными подвигами. Случалось нередко, что Ришелье и Людовик XIII по вечерам за партией в шахматы спорили о достоинствах своих воинов. Каждый из них хвалился выправкой и смелостью последних и, на словах осуждая стычки и дуэли, втихомолку подбивал своих телохранителей к дракам. Победа или поражение их мушкетеров доставляли им непомерную радость или подлинное огорчение.
Не удивительно, что с дуэлями не удавалось покончить, если даже ярые противники дуэлей то и дело подбивали своих приближенных нарушать эдикты. Но... люди не бывают исключительно черными или белыми, и хотя Дюма считают легкомысленным писателем, он понимал это лучше многих. Поэтому-то его персонажи и выглядят такими яркими и живыми.
Что же касается дальнейших событий, то в романе "Двадцать лет спустя" повзрослевшие и поумневшие персонажи признают величие кардинала де Ришелье. И уж тут Дюма постарался. О величии Ришелье д'Артаньян рассуждает и в "Виконте де Бражелоне".
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки