Найти тему
Наша Психология

Принцессы и Серые волки. Как новогодний костюм влияет на поведение ребенка

Оглавление

Приближается Новый год – праздник, который любят все дети. Думая о нем, мы, взрослые, вспоминаем собственное детство: школьные елки, запах хвои и мандаринов, подарки… И, конечно, веселые и шумные утренники, детей в карнавальных костюмах: кокетливую девочку в наряде Белоснежки, мальчика в костюме волка, в шутку рычащего на других детей…

Откуда взялись новогодние превращения?

Переодевания в костюмы имеют очень давнюю традицию. В древности, когда люди хотели, чтобы какое-нибудь животное было к ним милостиво или досталось им на охоте, они наряжались этим животным и исполняли ритуальный танец. Позднее у многих народов был обычай наряжаться пострашнее, чтобы напугать злых духов (обычай, сохранившийся в праздновании Хеллоуина).

Много веков спустя возникнут театральные спектакли, где люди будут переодеваться и играть роли разных персонажей, вживаясь в их образ и характер, радуясь и страдая «за них». Еще позже появятся карнавалы, где люди смогут от души веселиться, скрыв свой настоящий облик и представляясь кем-то другим (героями мифов, народного театра).

В чем психологическая выгода человека, который на время превращается в кого-то другого?

Если переодевания в костюмы существуют практически столько же времени, сколько существует человечество, вероятно, эти превращения людям для чего-то психологически важны.

1. Наряд позволяет беззаботно веселиться

Как в прежние времена взрослым на карнавалах, так и современным детям на утренниках. В целом переживание превращения («это не я») может временно ослабить внутренний контроль. Идентифицируясь со своим героем, ребенок начинает себя вести подобно ему. Особенно весело, если этот персонаж достаточно озорной («это не я, это Карлсон»).

Поэтому костюмы иногда могут быть полезны нерешительным и скованным детям: они помогают испробовать новый стиль поведения, которого ребенок в другой обстановке стесняется (и который также в другой обстановке может тормозиться взрослыми).

2. Одежда стилизует поведение

Униформа дисциплинирует и призывает соблюдать нормы той группы людей, в которой она носится. Не зря в школах вводят либо форму, либо как минимум дресс-код. А карнавальный костюм не является чем-то объединяющим и унифицирующим. Поэтому легче позволить себе и быть не как все, и вести себя не как обычно. И даже выразить что-то очень личное.

Так что карнавальная атмосфера может быть психологически очень полезной, так как дает большие, чем обычно возможности для самовыражения. Впрочем, в неконтролируемой обстановке она иногда может быть не так благотворна: обычно на карнавалах среди ряженых учащались случаи хулиганства.

3. Маскарад – способ проработать страхи

Перевоплощение в другой персонаж для человека и особенно для ребенка может стать способом справляться со своими страхами.

Это может происходить путем идентификации с сильным и смелым персонажем (воин, медведь, супергерой) или с самим своим страхом (как в древности люди наряжались духами, чтобы напугать духов). Отсюда, возможно, желание ребенка нарядиться Бабой Ягой или монстром.

4. Самовыражение

Костюмы очень часто используются для того, чтобы ярче выразить какое-то свое особенно ценимое или желательное для себя качество. Общеизвестно использование костюмов для подчеркивания своей женственности или мужественности.

В прежние времена дама на карнавале могла нарядиться Коломбиной или греческой богиней; если современная девочка наряжается принцессой или феей, она стремится к тому же: быть красивой и женственной. Мальчик выражает свою мужественность, нарядившись, например, мушкетером или Бэтменом.

Психологическая польза костюма для детского праздника

Желательно, чтобы ребенок по возможности носил тот костюм, который хочет, а если нет – то костюм персонажа, который его привлекает. Потому что выбор ребенком костюма означает, что сейчас для него именно этот образ психологически важен. Ребенок что-то хочет сказать вам тем образом, который он выбрал, хочет получить какой-то важный для себя опыт.

Родителям может не понравиться выбор ребенка, они могут говорить что-то вроде: «Зачем тебе Человек-паук, он же такой некрасивый». Но для мальчика этот выбор может означать желание побыть в роли мужественного и храброго героя фильма. А если девочка мечтает о костюме «маленькой разбойницы», она, возможно, хочет подчеркнуть какую-то авантюрную сторону своей натуры и едва ли получит удовольствие от праздника, если вместо этого ее нарядят в костюм снежинки.

Конечно, родители не всегда могут позволить себе именно тот костюм, который хочет ребенок. Желанного костюма может не быть в продаже, а его изготовление может быть слишком сложным. Родители, естественно, могут принимать участие в выборе костюма, могут что-то подсказывать.

В некоторых случаях важно учитывать разные характеристики одного и того же персонажа. Например, агрессивный и драчливый ребенок наверняка высоко ценит силу и неуязвимость. Можно помочь ему выбрать персонаж, известный из сказки или фильма, который одновременно силен, неуязвим и справедлив. Герой станет для него образцом смелости, которой не сопутствует жестокость и насилие.

Таким образом, переодевание в костюмы может не только доставить удовольствие, но и оказать психологическое и воспитательное воздействие. Оно бывает ненавязчивым и полезным, если взрослые мудры.

-2

Автор: Татьяна Литвинова, практикующий психолог, переводчик литературы по психотерапии, преподаватель курсов переподготовки и повышения квалификации