Кто ничего не умеет делать, тот учит. Кто не умеет даже этого, тот учит, как надо учить. Анекдот в тему (мой любимый). Приехала японская делегация в Россию, их провели по заводам и фабрикам, свозили на ВВЦ, а потом на фуршете спросили: «Что вам больше всего понравилось?» «Дети», - ответили японцы. «Как дети?» «Так. У вас очень красивые дети. А всё, что вы делаете руками – очень плохо».
У меня очень красивые дети. Пресловутый гвоздь вбить я умею. Знаю, с какого конца браться за топор-пилу-лопату. Но даже для того, чтобы зарегистрироваться здесь, мне понадобилась помощь сына. Но учить я умею. Тому, что знаю. Истории, в частности. И ряду сопутствующих дисциплин, как то обществознанию, социологии, политологии, истории государства и права (как зарубежных стран, так и России). А вот математике и философии не умею. Потому, что первой не знаю, а второй не понимаю. Самый приятный комплимент я услышал от мамы одной своей студентки: «Что-то я раньше у своей дочки какой-то любви к истории не замечала».
Но речь немного не об этом. Лет несколько назад в колледже, где я тогда имел сомнительное удовольствие преподавать, подошла ко мне зам директора по учебно-методической работе и сказала, что хочет посетить мою лекцию. Вообще-то, мог бы и послать. Проверки в колледже были плановые, по графику, проводились старшими методистами. По правилам колледжа я не мог отказать директору и заму по учебной работе, а так же этим – по графику. Другим мог. Но всё же дама, целый кандидат философских наук – неудобно отказывать. Опять же, еще подумает, что боюсь. А все, кого я боялся, уже давно умерли.
- Да, заходите, - говорю.
Дама пришла минут через пять после начала лекции, тихо пробралась на задний ряд, села с папкой каких-то бумаг. В аудитории около ста человек будущих юристов и я за кафедрой с нетбуком. Читаю лекцию. На даму внимания не обращаю, как и на многих других. Мой отец большую часть жизни преподавал в вузе, он меня в свое время учил: «В аудитории ты увидишь пять-шесть пар глаз, которые смотрят на тебя с интересом, это и есть ТВОЯ аудитория – для них ты будешь читать. Остальные будут заняты «своими делами» или просто подремлют. Не обращай внимания. Зациклишься на них – провалишь лекцию. Читай для тех, кому интересно, кому важно то, что ты говоришь». Отец был прав, в этом я не раз убеждался. Так что я спокойно прочитал лекцию, дал задание к семинару и закончил за минуту до звонка привычным: «Всем спасибо, все свободны». Студенты потянулись на выход, а дама со своей папкой – ко мне. Ну,думаю, щаз начнёЦа… Проверяльщики меня никогда особо не жаловали, придирки их утомляли: «почему Вы не написали дату на доске?» (а век и время не указать?) «Почему Вы не написали на доске тему семинара?» (если студент не знает тему семинара, зачем он вообще ко мне на это мероприятие пришел?) «Вы не перечислили общие компетенции, которые студенты должны в ходе занятия освоить!» (да сколько ж можно одно и тоже!) и т.д. и т.п. Но в тот раз всё было иначе. Совсем иначе.
- Я вообще очень люблю историю, - начала дама с любезной улыбкой, - мне очень понравилась Ваша лекция… Вот только в Вашем КТП я этой темы не нашла. Вот покажите! И протягивает мне распечатку моего календарно-тематического плана… по обществознанию. Не заржал. Сдержался. Философ всё-таки. Зам директора. Не хухры-мухры, как говорится.
- Ну, естественно, - говорю очень вежливо, - это же КТП по обществознанию.
- Да? – слегка удивилась дама-философ. – Ну, Вы тогда зайдите ко мне в кабинет, покажите эту тему в Вашем КТП по истории, чтобы у нас всё сошлось.
Она удалилась с чувством исполненного долга, а я пошел курить.
Занавес!