Что такое LegalTech мы достаточно полно и досконально рассмотрели в наших предыдущих статьях посвященных данной тематике. На всякий случай давайте кратко вспомним, о чем собственно речь (это будет также интересно тем читателям, которые впервые сталкиваются с подобной терминологией).
Термин LegalTech всегда считался синонимом прихода технологий в юриспруденцию. Если смотреть на хронологическое появление данной терминологии, то сначала в центр внимания был LegalTech, который и является основополагающим для зарождающейся новой индустрии. После пришло осознание того, что LegalTech это все-таки более конкретное направление, а отрасль скорее следует обозначить более обширно, и появился термин LawTech. А учитывая, что оба термина подразумевают применение новых технологий в юриспруденции, в последствии появилось осознание того, что устоявшиеся правовые нормы все-таки требуется каким-то образом трансформировать для того, чтобы они могли быть применимы в такой новой трактовке оказания юридических услуг как LegalTech. И именно в этом и призван помогать LegalDesign.
Фактически, LegalDesign это способ адаптации такой архаичной отрасли как юриспруденция в рамках цифровизации услуг, в данном случае правовых услуг. Разумеется, LegalTech может существовать и без LegalDesign, но таким образом данные сервисы могут быть доступны в менее адаптивной и комфортной для пользователей форме. Разумеется, сам подход LegalDesign по созданию интерфейсов удобных для пользователей необходим совершенно в любой сфере. Если рассматривать отрасль права в России, то в первую очередь LegalDesign необходим для подготовки доступного и понятного законодательства. Собственно, именно в этом и состоит ключевая задача LegalTech – сделать юридические услуги максимально доступными.
В Европе, равно как и в остальных странах мира, где идут разработки услуг в рамках LegalTech, первые проекты были независимые от частных разработчиков. Например, это были проекты по автоматизации подачи жалоб в авиакомпании, для получения компенсации за отложенные или задержанные рейсы. Следует отметить, что такого рода запросы до появления специализированных приложений и так разрешались почти в автоматическом режиме в рамках email переписки. Т. е. первые проекты LegalTech были на 100% социально ориентированными и не предполагали доходность и заработок их создателей. Т. е. они были не бизнес-приложениями. А когда в LegalTech пришли большие бюджеты, то, разумеется, их инвестор сам стал выбирать на что их тратить, а точнее, какого рода приложения разрабатывать и какие услуги автоматизировать. И, разумеется, в настоящий момент большинство LegalTech приложений направлены на тех, кто в состоянии заплатить
Именно поэтому в настоящий момент есть определенного рода споры – у кого более «социальный» LegalTech, в смысле более социально направленный: в России, в Европе или в США. И несмотря на то, что некоторые аналитики с легкостью навешивают ярлыки, особого смысла в такой сегрегации нет. Сами по себе LegalTech проекты, в зависимости от их функционала, делятся на 2 группы – это автоматизация работы юристов для юристов, и автоматизация юридических вопросов для «не юристов», т. е. клиентов юридических компаний. И эта история будет развиваться глобально, вне зависимости от регионов или культурных особенностей.
И в данном смысле, например европейский рынок LegalTech ничем не отличается от других. Как и любой новый формирующийся рынок, LegalTech будет проходить определенную этапность появления проектов разной направленностью, и по данному критерию можно выделить различного рода инди-проекты (независимые), созданные малыми средствами и усилиями, которые могут заменить по некоторым задачам юридические компании, и высокобюджетные LegalTech программы которыми скорее будут пользоваться сами юридические компании, и которые они же скорее всего и финансировали. И именно поэтому резких перемен и отказа от юристов в такой архаичной отрасли как юриспруденция в ближайшее время не предвидится.