Списанные у себя на родине французские автобусы с удовольствием покупали бывшие соцстраны. Огромные их партии попали, например, в Румынию и Болгарию. Часто встречались старые «французы» и в Африке. А вот на территории бывшего СССР они остались практически неизвестными. Единственным исключением здесь оказалась Тула, где в 1998–1999 гг. в парк муниципального предприятия «Горавтотранс» поступило свыше ста старых французских автобусов. Свой прошлый пост мы посвятили наиболее старым и экзотическим Renault SC10. А сегодня расскажем об автобусах Heuliez и Renault более современной серии PR100, которые работали в Туле.
В число достоинств «французов» можно записать невысокий уровень пола, низкий уровень шумов и вибраций. Несмотря на возраст в 13-15 лет, на момент поступления в Тулу их кузова находились в очень хорошем состоянии – климат-то во Франции помягче нашего будет. Хорошее впечатление оставлял и салон: обшитые ковролином боковины, сиденья на подиумах с тканевой обивкой, интегрированные в потолок лампы дневного света – по сравнению с салонами «Икарусов» еще советских поставок да полумертвых ЛиАЗов-677 это был просто шик! Не было на тот момент в тульских автобусных парках более удобных машин и с точки зрения водителя.
Недостатков, конечно, тоже хватало. Например, французские автобусы были плохо приспособлены к морозам: штатная система отопления не отличалась высокой производительностью, поэтому в «Горавтотрансе» в салоны «соток» приловчились устанавливать обогреватели собственного изготовления. Минусом в российских условиях являлось и отсутствие перегородки между кабиной водителя и пассажирским салоном. Другие слабые места «французов» – часто выходящие из строя компрессоры, рулевые тяги и стартеры. Причем последние были фактически единственными деталями, которые все же привозили для этих машин из-за границы. Откуда же брали другие детали?
Конечно, рассчитывать на оригинальные запчасти для поддержания в строю такого большого количества неновых автобусов было бы самоубийством для предприятия – слишком дороги! Поэтому на первых порах несколько «реношек» были пущены на донорство для поддержания остальных машин в рабочем состоянии. А тем временем происходил процесс русификации «французов»: подыскивались подходящие комплектующие от отечественных автомобилей, на различных российских предприятиях размещались заказы на производство и восстановление необходимых деталей.
В результате производство редукторов ведущих мостов и полуосей было освоено на Тульском комбайновом заводе, элементов топливной аппаратуры – в Ярославле (на ЯЗТА), деталей цилиндропоршневой группы – в Костроме, Серпухове и Мценске, пневморессор – в Кашире, а ремонт блоков двигателей освоил Донской авторемзавод все в той же Тульской области. На части поступивших «французов» изначально были смонтированы «автоматы» Voith Diwa – а их на тот момент уже несколько лет как выпускали в Казани. Радиаторы же охлаждения двигателя в случае необходимости заменяли кразовскими.
Конечно, качество отечественных «ремкомплектов» порой оставляло желать лучшего. Но, по словам тогдашнего директора «Горавтотранса», все названные меры позволили сделать автобусы Renault PR100 в эксплуатации более выгодными, чем Ikarus-260 тех же годов выпуска!
А в 2003 году в «Горавтотрансе» даже решили адаптировать к «реношкам» отечественный дизель ЯМЗ-236М2 вместе с ярославской же механической коробкой. Эту работу заказали Яхромскому автобусному заводу, отправив туда на переделку одну из самых старых машин. Но результатом туляки остались недовольны: во-первых, механизм переключения передач был исполнен откровенно халтурно («Мы переложили заново все тяги, и все равно после смены за рулем правая рука просто отваливается, усилия при переключениях чрезмерны», – пожаловался мне как-то Антон, один из водителей этого автобуса). Во-вторых, трансмиссия получилась слишком «длинной» и не соответствовала городским условиям эксплуатации. Так что сотрудничество с Яхромой продолжения не получило.
Но «Горавтотранс» был не единственным тульским перевозчиком, использовавшим французскую технику: 10 сентября 2001 года трамвайно-троллейбусное управление выпустило на линию восемь дуобусов Renault PER180H 1983 года постройки. Эти «гармошки» имели сразу два независимых двигателя: дизель со своей автоматической гидромеханической трансмиссией и электромотор, питающийся от внешней контактной сети. На тот момент подобного городского транспорта в России больше не было нигде!
Как и следовало ожидать, ТТУ довольно быстро столкнулось с серьезными проблемами в эксплуатации. Оказалось, что выходящие из строя электроприборы дуобусов, рассчитанные на ток 700 ампер, заменять просто нечем! Отечественная промышленность не выпускала столь мощного электрооборудования для троллейбусов, в то время как в Европе оно уже успело устареть. «Мы пробовали ставить тиристоры от ЗИУ взамен фирменных: горят практически сразу. К тому же сначала по этим машинам у нас не было никакой литературы вообще!» – рассказывал мне в 2003 году инженер по эксплуатации дуобусов Виктор Мерк. На вопрос о том, как удалось поддержать машины в исправном состоянии, Виктор засмеялся: «А просто применяли ко всему закон Ома!» Интересно, а сами французы смогли бы так же?
Николай Марков, фото автора
Другие публикации канала "МАШИНА" об автобусах Renault в Туле:
- Пост про Renault SC10, ровесников наших автобусов ЛиАЗ-677
- Пост про дуобусы Renault PER180H