Знаете ли вы игры, сделанные в Болгарии? А они есть. Знакомьтесь: Knights of honor. Что это такое? Стратегия, да не простая, а с глобальной картой и в реальном времени. Но обо всем по порядку.
Похожа эта игра и на Героев меча и магии и даже Казаков. А все потому что в ней органично сочетается несочетаемое. Никаких пошаговых боев, все происходит в реальном времени. Огромная карта Европы, по которой раскиданы города и села, между которыми бродят одинокие фигурки полководцев с армиями. А в боях приходится управлять отрядами, где отображается реальное количество бойцов, а не одинокая фигурка с цифрами. В городах неторопливо строятся здания, развиваются технологии, регулярно пополняется казна, заключаются политические союзы и развязываются войны.
В чем суть игры? Есть огромная историчная карта Европы, насколько это возможно для компьютерной игры, разделенная на множество провинций. Провинции могут быть объединены в страны. С этого все и начинается. У вас есть небольшое государство, в которое входят пара провинций, вокруг множество таких же государств разной степени убогости. Ранее средневековье, чего еще ждать? Хотя можно взяться за управление богатой и знаменитой Византией, там побольше провинций на старте. Нужно подкопить еды, добыть импортных товаров, построить чего-нибудь полезное, набрать армию и начать бесконечное завоевание. Поначалу собрать удастся только толпу боязливых крестьян, да косых лучников, но этого уже должно хватить. У соседей и того нет. Ключ к процветанию в расширении территорий, добычи новых товаров и масштабной застройке городов.
Бои не составляют особых проблем и интуитивно понятны. Копейщики эффективны против конницы, мечники рубят копейщиков, а лучники закидывают всю пехоту стрелами, но в момент рубятся кавалерией. Просто? Более чем. Но тут и начинает проявляться очарование Knights of honor. На войска влияют навыки командиров войска или маршалов, присутствует мораль, определяющая стойкость войск. На исход сражения могут повлиять время и место сражения, ночью войска дерутся хуже. Не последнее место занимает скорость маршала, противника можно и не догнать, если он шустрее бегает по карте. Если не хочется или не хватает сил взять замок противника в открытом бою, можно устроить осаду, или пограбить деревни и монастыри поблизости.
Но не войной единой славна эта игра. Империю надо создавать, что будет развиваться веками. Соответственно надо подумать о правителях. Первого короля, князя или еще кого и так дадут, а потом нужно будет заключать союзы и династические браки. Свадьба с представительницей правящей семьи другой страны приведет к крепкому миру, а в случае смерти правителя дружественной страны к возможности отхватить провинцию-другую в качестве наследства. Хотя авторитета стране это и не прибавит... Политика имеет огромное значение, нужно заключить десятки договоров, пытаться выторговать редкие ресурсы и в конце концов, просто зашибить монету. Но миллионы собрать не получится. В игре реализована система инфляции! Накопленная огромная денежная масса начинает обесцениваться, доходы падают и начинают уходить в минус, пока деньги не будут потрачены.
Кроме торговли и войны в числе развлечений имеются шпионаж и религия. Шпионы могут устроить мятеж, убить вражеского правителя, испортить репутацию, сделать еще какую-нибудь пакость. Причем работает это в обе стороны. Можно до предела развить навыки маршала, дать ему армию из самых мощных воинов, а потом увидеть, что маршал оказался шпионом и сбежал, а армия перестала подчиняться и стала нейтральным лагерем наемников. С религией не так бывает весело, но местные церковные деятели тоже могут быть полезны. Тут и смена религии в захваченной провинции, и мятежи у соседа на религиозной почве, а если повезет, то и мирное присоединение близкой по духу провинции. А еще можно организовать крестовые походы или джихад. Обращение язычников и еретиков в истинную веру прилагается.
Почему эта игра не стала всемирно известной? Какие у игры минусы? Недостатков мало: различные механики в игре не могут раскрыться полностью. Династические браки или политические убийства удаются крайне редко и нечасто приносят ожидаемые выгоды. Искусственный интеллект не отличается умом и сообразительностью, играть даже слишком легко. Низкая сложность сильно портит впечатление от игры.
А больше придраться в игре не к чему. Графика не замахивается на трехмерность и масштабируемость, музыка приятна и атмосферна, геймплей спокоен и нетороплив. В итоге получается очень приятная игра, играя в которую, можно расслабиться и отдохнуть.