Найти тему

"Иванов, к доске! ". Обращаться к детям по фамилии - норма?

В школе я училась в педагогическом классе. Кроме основных предметов у нас была психология. Почему я вспомнила о школе? То, что я расскажу в этой статье, нам не объясняли в Вузе, к сожалению.

Психологию у нас вела молодая женщина. Ей было около 25 лет, наверное. Но она была для, нас авторитетом. Мы ее любили и уважали. И вот однажды она весь урок обращалась к нам по фамилии. До этого она обращалась только по именам. Или по имени им фамилии. Нас это так задело .

- Юлия Олеговна, почему вы обращаетесь ко всем по фамилиям? - не выдержал мой одноклассник.
-Что, неприятно? - усмехнулась учительница. Вот и детям неприятно, когда учителя обращаются к ним только по фамилии. Запомните это ощущение и всегда обращайтесь к тем по имени. Или по имени и фамилии, если в классе есть тезки. Но имя произносите сначала.

Как-то запомнилась эта история. В обращении только по фамилии есть какое-то превосходство. Я к своим ученикам всегда обращалась только по имени.

Еще одна история. В ВУЗе с нами учился иностранец. Русский язык он знал плохо. В какой- то момент он начал обращаться к нам по фамилиям, т.к. разницы между именем и фамилией не понимал. Ему объяснили, что в нашей стране не принято обращаться к людям по фамилии. К взрослым по фамилии обращаться нельзя, а к детям можно? Ведь у многих учителей такое обращение вошло в привычку.

Предвижу комментарии под этой статьей:" Надо же, какая умная". Я, может быть и умная, но дело не в этом. И не в том, что ребенок- это личность. Любой ребенок заслуживает достойного отношения к себе. Вот и все.

Делитесь своим мнением в комментариях.

Вам может быть интересно:

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал:
https://zen.yandex.ru/id/5d7c8662e6e8ef00ad8d4e49