Лирический очерк
Станция «Новослободская», как известно – одна из прекраснейших станций московского метрополитена, неизменно вызывающая восторг и у гостей столицы, и у москвичей... Но сегодня – не о тех красотах, что внизу, а о том, что было наверху.
А наверху был автобусный «круг». Вернее, так-то прямоугольник, но поскольку он разворотный – то на диалекте нашей Северной рабочей окраины – «На кругу у Новослободской».
Да, так стало быть – автобусы.
Ну что вам сказать про них... «Серой» ветки тогда ведь не было, «Новослободская» оставалась последней станцией на Кольцевой без своей «радиальной», так что всё наше Коровинское шоссе... и дружественное Бескудниково... и во многом Лианозово, и ряд других местностей – все, все они так или иначе добирались до родных очагов от «Новослободской».
По полчаса и более, хотя автобусы ходили «экспрессами», иной раз первая остановка Савеловский – и потом сразу к нам.
Наша первая «пролетка» - это маршруты 194 и 672. Дальняя – 206, Бескудниково. Для них 206 – это не статья УК, а «свой» номер на веки вечные.
Это у меня одно из самых памятных из детства – вот стоишь ты в автобусе, носом уперевшись в чей-то хлястик пальто, дышишь кое-как, и всё едешь-едешь, едешь-едешь, а доедешь когда-нибудь и куда-нибудь, или нет – неизвестно.
А как садились в них, когда от нас – к метро! Вернее, на Северной рабочей окраине не было понятия «сесть в автобус». Было понятие – «влезть в автобус». И то не всегда.
Вот подходит он к остановке, где сейчас метро «Селигерская», а тогда просто улица. Раздувшийся уже, как насосавшийся кровушки клещ! Подходит – а двери-то не открываются. Упаковано плотно, комар носа не просунет. Всё, кранты, жди следующего. Хотя и он такой же придет.
Наиболее опытные – не ленились и шли на предыдущую остановку, там все-таки шансов чуть больше.
Наиболее опытные – всегда лезли в первую дверь «Икаруса» (вернее, вторую, водительскую никогда не открывали). Смысл понятен: первая часть «гармошки» больше, а набиваются в нее через одну дверь. «Хвостовая» - меньше, а двери две. Так что впереди плотность пассажиров хоть чуточку, но меньше. Так я полюбил Физику. И до сих пор, если подходит «длинный» автобус – неизменно вхожу спереди.
Обратно от «Новослободской» - влезть в какой-то мере проще. Потому что на «Новослободской» - ОЧЕРЕДЬ. Да, это не сейчас придумали, это и в раньшее время бывало, на таких вот популярных маршрутах. Только тогда открывали не переднюю, а заднюю дверь «Икаруса».
194 и 672 – все Икарусы. Если вдруг в час-пик приходил ЛиАЗ – из очереди отчетливо звучали призывы к свержению конституционного строя.
На самом деле, детям можно пройти и сесть без очереди. Мама иногда пихала меня – «Ну иди, ну что ты...» Но я не иду. Я же – взрослый, я не ребенок!
Хотя – волнуюсь. И вот почему. В «Икарусе», как гласила табличка – 37 мест для сидения и 110 для стояния. Хотя для стояния влезает намного больше, так что можно отсчитать по головам, влезем мы в первый автобус, или ждать следующего. Но самое главное...
Самое главное – влезть так, чтоб ужом проскочить, пробраться к самой кабине водителя! Вот там – самое лучшее место для поездки! Иногда, правда, шоферы там загораживают ремнем свою дверь, или «запаска» лежит, но ничего. Но если прорваться – это же чистый восторг, вот теперь дорога домой превращается в волшебное таинственное путешествие, почти как у Битлз! Смотреть, лететь вперед, мы же без остановок! И – считать светофоры. Их до нашего дома – ровно 13 штук. Видите, сорок лет прошло почти, а я до сих пор помню!
А однажды... Днем было, сравнительно мало народу (сравнительно!) И какая-то бабка лезет, ей уж и сумку подали, и сзади пихают, а она все никак. И тут – подлетает какой-то парень молодой, и прям на лету вскакивает на подножку, и бабку эту за шкирку прям за собой. А бабка ему – нет бы спасибо, а начала выговаривать, что как будто без очереди тот. А парень ей – задорно так: «Бабк, ну тебе ведь прижопиться непременно надо – а мне просто уехать, опаздываю!»
И вся очередь такая – га-га-га! А я на маму смотрю опасливо, так-то смешно, но можно ли мне смеяться над взрослыми шутками? Или я еще ребенок? Но вижу, что мама смотрит на меня и улыбается, и я тоже улыбаюсь... так я стал еще чуточку взрослее.
А еще – на «Новослободской» всегда висел запах такой. Щи из квашеной капусты, они же кислые, нам такие в детском саду давали. И я полагал, что где-то тут неподалеку столовая такая рабочая, где эти щи дают. И вот я вырасту, буду ездить, заходить тоже в эту столовую, обедать. Но не кислые щи, я их терпеть не могу... А потом мне один товарищ старший сказал – эх, нету там никакой столовой, это с какого-то предприятия так воняет, запах похожий, согласен, но нет, нет...
А потом...
А потом построили «Савеловскую», но «Новослободская», конечно, осталась в моем сердце навсегда. А потом – и «Петровско-Разумовскую», но это тоже ничего не изменило в моей Вселенной.
А потом однажды... А потом однажды круг застроили предприятием торговли. Всё, нету больше. Ни круга, ничего. Только в сердце и осталось.
Но когда я стану главным архитектором Москвы – клянусь, первое что я сделаю, это снесу к ...ям торговый дом на «Новослободской», и там снова будут разворачиваться автобусы. Да, и рядом обязательно возведу предприятие общественного питания, простое такое, рабочее, с «раздачей» и подносами. И неизменный пункт меню будет – щи из квашеной капусты! Каждый день, бесплатно, всем, "и пусть никто не уйдет обиженным!"