Найти тему

Дом, который нужно обходить. Усадьба Карабанова

Оглавление

Всякому, занятому своими мыслями, человеку легко не заметить этот дом при выходе из метро «Бауманская», несмотря на всю его красоту и яркость.

Юркнуть в галерею Елоховского Пассажа, разойтись на нечетной стороне Бауманской или вовсе убежать дворами к Ладожской или Бакунинской.

Только по четной стороне так просто мимо него пройти не удастся.

За две сотни с лишним лет дом привык вести себя тихо, поджидать незадачливого прохожего, и в самый неожиданный момент словно вырасти из-под земли, и заставить человека сойти на проезжую часть, грубо и небезопасно вытолкнуть его с тротуара своим изящным полукруглым ризалитом.

— Я дом, который мешает пройти.

На углу правого флигеля весит недавно прикрепленная табличка:

Западный флигель городской усадьбы Ф.Л.Карабанова - А.Н.Занковского (XVII-XIX вв.). Единственный сохранившийся флигель усадьбы, предположительно авторства Матвея Казакова, дает нам возможность представить, как выглядел весь ансамбль в прошлом. QR-код ведет на страницу дома на сайте www.un.mos.ru.
Западный флигель городской усадьбы Ф.Л.Карабанова - А.Н.Занковского (XVII-XIX вв.). Единственный сохранившийся флигель усадьбы, предположительно авторства Матвея Казакова, дает нам возможность представить, как выглядел весь ансамбль в прошлом. QR-код ведет на страницу дома на сайте www.un.mos.ru.

Я, немного уже покопавшийся в интернете, знаю, что все не много не так, как на этой табличке.

Что Ф.Л.Карабанов владел этим домом под фамилией Коробанов.

Коробанова, Федора Леонтьевича, Бригадира, в приходе Богоявления Господня, в Немецкой слободе, 3 квар. №290.
Коробанова, Федора Леонтьевича, Бригадира, в приходе Богоявления Господня, в Немецкой слободе, 3 квар. №290.

Что ни он, ни Занковский, и даже ни Матвей Казаков не имеют отношения к современному парадному виду этого дома, ведь он оформился после пожара 1812 года, когда одни уже умерли, а другие еще не родились.

Что весь ансамбль представить получится не вполне: левый флигель хотя и был почти копией правого, проход между ним и главным домом был без арки.

Левый флигель перед самым сносом 1958-1960 гг. На чердаке нет окна, как на правом флигеле, а вместо арки что-то наподобие проездных ворот и рама от вывески.
Левый флигель перед самым сносом 1958-1960 гг. На чердаке нет окна, как на правом флигеле, а вместо арки что-то наподобие проездных ворот и рама от вывески.

QR-код ведет меня на un.mos.ru, где находятся и цитаты из Романюка и новая информация о владельцах: вдове Ивана Яковлева-Собакина, купце И.А. Шелапутине. И о фирме Занковского «ЭНЗЕ» (это как раз из Романюка), о которой я пока ничего еще не нашел. Зато много чего нашел о фирме «Победа»:

Немецкая улица, собственный домъ, это и есть усадьба Карабанова.
Немецкая улица, собственный домъ, это и есть усадьба Карабанова.

Романюк

Великий московский краевед Сергей Константинович Романюк написал об усадьбе Карабанова в своем двухтомнике «По землям московских сел и слобод».

Я уже понимаю, что оттуда все блогеры-прогульщики и цитируют информацию об усадьбе. Там, конечно, побольше информации, чем на табличке. Первую публикацию я нашел в 7-м номере «Наука и Жизнь» за 1997 год. Вот эти два абзаца:

«Возвратимся теперь к началу Немецкой улицы. На ее четной стороне обращает на себя внимание здание с тонкими лепными украшениями и полуротондой в центре (N 38). У искусствоведов оно зовется "домом Карабанова", по фамилии владельца - бригадира Федора Леонтьевича Карабанова, купившего этот дом в 1790 г. у жены бригадира В. В. Енгалычева. На этом месте еще в 1760-х гг. находились три небольших участка - первогильдейского купца Петра Никласа, мундкоха (то есть придворного служителя, заведующего кухней) Михаила Любимова и вдовы купца Томаса Янсена, которые были приобретены содержателем шелковой мануфактуры Андреем Наврозовым. Возможно, что именно он, богатый купец и фабрикант, построил этот особняк в 1780-х гг. Из Карабановых, владевших особняком, наиболее известен сын бригадира Федора, майор Павел Карабанов, прославившийся в Москве замечательной коллекцией разных редкостей.
Уже в самом начале XIX в. - в 1801 г. - здание перешло к вдове богатого заводовладельца Ивана Яковлева-Собакина и в продолжение XIX в. не подвергалось значительным перестройкам. До советской власти здание принадлежало Н. А. Занковскому, владельцу фирмы "ЭНЗЕ", производившей техническую новинку того времени - фотографические пластинки. Правда, не надеясь особенно на благоприятную конъюнктуру в торговле этими новомодными предметами, фирма занималась еще и такими товарами устойчивого спроса, как готовое платье и ювелирные изделия.»

Романюк был одним из тех исследователей, которые не оставляли следов: ни ссылок, ни описей, ничего. Копать-не перекопать, если интересно.

Интересно

Почему так много владельцев и ни один не оставлял за собой такую красоту хотя бы на два-три поколения? Кто все-таки строил, кто украшал? Что за фирма «Энзе»? Что за вдова Яковлева-Собакина? Как переходил этот дом к ней от Енгалычевых и Карабановых? Кто все эти люди, покупавшие себе пусть и красивую усадьбу, но ведь за Земляным городом? Кто работал тут после революции, что с ними всеми стало? При чем тут Екатеринбург, в котором Енгалычев присматривал за металлургическими заводами со стороны государства, а Иван Яковлев-Собакин владел ими?

У этой усадьбы безупречно последовательная история: от дворян к купцам, от купцов к разночинцам, от них к советской власти и не под уплотнение, а под учреждения, а теперь там банк без вывесок.

Об источнике этой фотографии в следующей статье
Об источнике этой фотографии в следующей статье

Этот дом не слишком маленький и не слишком большой как дворец или доходный дом. Он обалдеть какой красивый, он первый от метро налево и он столько раз сгонял меня с тротуара на обратном пути.