Найти тему
Америка глазами учителя

Зачем калифорнийские ВУЗы вынуждены отказаться от ЕГЭ при зачислении студентов?

Оглавление

Потому что состоятельные родители умудряются давать своим детям более качественное образование, чем это делают родители с более скромным достатком. Отсюда и дело, направленное в Верховный Суд штата против государственных ВУЗов Калифорнии, которые якобы дискриминируют тех школьников, чьи родители зарабатывают меньше денег.

Беглое сравнение двух единых государственных экзаменов в США.
Беглое сравнение двух единых государственных экзаменов в США.

Справедливости ради

Вроде, торжество справедливости не за горами. Некий Общественный Совет (Public Counsel) вместе с группами по защите прав школьников покажет всем этим буржуям-богачам, как попадать в самые лучшие ВУЗы штата почти что с гарантией.

Вот только один вопрос напрашивается сам собой:

Справедливо ли это?

Американские родители работают (вкалывают) и пытаются создать светлое будущее для своих детей. Чем больше материального успеха они добиваются, тем больше возможностей перед ними открывается: частные школы (в одной из которых я сам работаю), репетиторы, путешествия по миру, гувернантки вроде Арины Родионовны и прочие преимущества, которые, конечно же, создадут все предпосылки для успеха детей.

"Пушкин в селе Михайловское" Николая Ге. 1875 год. Арина Родионовна слева.
"Пушкин в селе Михайловское" Николая Ге. 1875 год. Арина Родионовна слева.

Допустим, что так богачам и надо. Отобрать у их детей любую возможность получать самые высокие баллы на американских ЕГЭ и всё. Равенство и братство тогда обязательно восторжествуют.

Инфляция оценок

Ладно, отменим все стандартизированные тесты. И как приёмная комиссия оценит готовность школьника к учёбе в ВУЗе? В США нет вступительных экзаменов как в СССР. По школьным оценкам что ли определят? Да в любой школе инфляция оценок зашкаливает. Все учатся на пятёрки и четвёрки. Чтобы получить тройку в моих классах, ученикам надо здорово постараться. Несколько лет назад директор наших старших классов как-то сказал всем на собрании:

Ставьте ученикам оценки такие высокие, какие вы сможете оправдать.

Я, вообще, не придал никакого значения его словам, а потом задумался, а не плохие ли оценки учителям надо объяснять и оправдывать? Нет, не плохие, а высокие. Так я любую пятёрку могу оправдать. Например, двоечник стабильно учился на двойки, а тут вдруг получил два с плюсом. Почему бы не поставить ему пятёрку за старания?

Непредвзятость ЕГЭ

Помимо американских ЕГЭ типа SAT и ACT, та же волна может накрыть и экзамены по углубленному изучению разных предметов (Advanced Placement), например, по европейской истории, американской или всемирной, по литературе или испанскому, по математике или геометрии - там длинный список разных дисциплин.

Самое главное, что объединяет все эти экзамены, это их непредвзятость, хотя как раз в противоположном, их сейчас в Верховном Суде и обвиняют. Эти экзамены проверяются учителями, которых собирают в каком-нибудь Канзасе и дают им огромные стопки сочинений на проверку. Это я сам знаю, так как моя коллега делает это каждое лето (и пару тысяч долларов зарабатывает за две недели труда).

Сочинений так много, что на проверку одного уходит в среднем 90 секунд. Этого вполне достаточно для опытного учителя, тем более когда идут ответы на одни и те же вопросы. А ещё 90 секунд достаточно для того, чтобы никому и никакие поблажки не делать. Все работы учеников резво проходят сквозь руки учителей как по конвейеру. Ученики богатых и бедных родителей сливаются в одну огромную массу сочинений. Полная анонимность. Никто никого не знает.

Это в школе можно натянуть любую пятёрку, но не здесь, где каждый ученик получает только то, что заслужил и на что подготовился.

Примерно столько знаний надо загрузить себе в голову, чтобы хорошо сдать экзамены по углубленному обучению этих предметов. Это помимо школьных учебников и книг, которые учителя задают в течение учебного года.
Примерно столько знаний надо загрузить себе в голову, чтобы хорошо сдать экзамены по углубленному обучению этих предметов. Это помимо школьных учебников и книг, которые учителя задают в течение учебного года.

Ученики победнее в одном ряду с учениками побогаче

Кстати, никто не устраивает никаких препятствий для учеников из бедных семей. Наоборот, учись - не хочу. В любой школе есть люди, которые подскажут, как подготовиться к ЕГЭ. Да даже если нет таких людей, в интернете всё есть. Один Ютуб чего стоит.

Надо только узнать, когда экзамен будет и начать готовиться, желательно за несколько лет вперёд, как в частных школах. В моей школе, например, за год до ЕГЭ школьники сдают подготовительный ЕГЭ в условиях, приближённым к настоящим. Узнав как можно больше про детали экзамена, можно и нужно готовиться каждый день и по чуть-чуть. Вот такое умение планировать и хочется увидеть ВУЗам. Без дисциплины здесь никак не обойтись. У ВУЗов вопрос простой:

Человек, вообще, умеет ставить цели перед собой и упорно к ним идти?

И вот как, интересно, приёмным комиссиям оценить дисциплину, трудолюбие, настойчивость и целеустремлённость школьников без американских ЕГЭ? По рекомендательным письмам учителей о том, какой хороший ученик? В таких письмах все ученики самые хорошие, лучше и не бывает. Сам пишу их каждый год. Приёмные комиссии ищут в них то, что не написано, но это уже другая тема.

Бесплатная реклама одному из самых эффективных каналов на Ютубе для школьников. По любому предмету можно хорошо подготовиться. Было бы желание.
Бесплатная реклама одному из самых эффективных каналов на Ютубе для школьников. По любому предмету можно хорошо подготовиться. Было бы желание.

Удар совсем не по тем

Если отменить ЕГЭ в США, то достанется как раз тем ребятам из бедных семей, которые вкалывают по предметам с углубленным изучением. Вкалывают они и во время подготовки к ЕГЭ, чтобы доказать свою пригодность приёмным комиссиям.

Откуда у меня такая информация и уверенность? Да я сам все эти экзамены сдавал, чтобы поступить в американский институт. Готовился к экзаменам за два года вперёд, сдал и поступил, куда хотел. Если бы у меня не было возможности сдать американский ЕГЭ, то я слился бы с другими кандидатами с их такими же раздутыми школьными оценками.

И даже если баллы у таких ребят будут не самые высокие, престижные ВУЗы примут во внимание все аспекты их жизни. Я тоже не сто процентов набрал на ЕГЭ, но приёмная комиссия приняла во внимание, например, и тот факт, что английский не был моим родным языком.

Отмена всех видов ЕГЭ в США бьёт по тем ребятам, чьи интересы эта отмена как раз и собирается защищать. Что-то здесь неладное, о чём Вы можете подробнее прочитать здесь...

Статья, на которую я отреагировал, можно прочитать здесь, правда, на английском.

GRE и LSAT тоже сдавал, чтобы поступить в магистратуру. 2005 год. Фото автора.
GRE и LSAT тоже сдавал, чтобы поступить в магистратуру. 2005 год. Фото автора.

Спасибо, что прочитали до конца. Если понравилась статья, подписывайтесь на мой канал с похожими статьями русского учителя, работающего в США. Жмите палец вверх и пишите в комментариях, особенно с предложением новых тем.