Всем зашедшим - привет! Продолжаю свою серию про не самые известные авиакомпании России. Тему для сегодняшней статьи мне в комментариях подсказал человек SeregaV, за что ему отдельное спасибо) Итак, сегодня речь пойдет про ныне несуществующую авиакомпанию "Полет", базировавшуюся в Воронеже.
Итак, сегодня речь пойдет о Воронежской авиакомпании "Полет", прекратившей свою деятельность в 2014 году. История "Полета" начинается аж в 1988 году. Во второй половине 80-х годов в СССР начинается перестройка, которая коренным образом меняет не только жизнь простых граждан, но и деятельность таких гигантов как, например, Аэрофлота. До 80-х годов именно он был единственной авиакомпанией в Союзе. При этом, размах деятельности Аэрофлота был огромен - под его контролем находились не только регулярные пассажирские рейсы, но и все воздушные перевозки грузов и региональные рейсы. Аэрофлот не был единым - он состоял из региональных авиаотрядов, имевших собственные особенности и управление. Однако, все авиаотряды были напрямую связаны с Аэрофлотом. И именно в конце 80-х, благодаря новому политическому курсу, отдельные авиаотряды получают все больше и больше самостоятельности. Узаконивание частного предпринимательства позволяет создать авиакомпанию на базе Воронежского авиаотряда. Так в 1988 году появляется "Полет", ставший первой частной авиакомпанией СССР.
В начале своего существования "Полет" задумывался исключительно как небольшая грузовая авиакомпания. Очевидно, что конкурировать с Аэрофлотом "Полет" не мог, да и не собирался. Однако, развал СССР положительно повлиял на авиакомпанию. Аэрофлот стал массово отказываться от грузовых перевозок - авиакомпанию раздирали внутренние конфликты; авиаотряды, отделяясь один за другим, образовывали собственные авиакомпании. Именно в 90-е "Полет" поднялся и стал закупать различные самолеты и наращивать свой парк. У авиакомпании появились сверхтяжелые Ан-124...
В 2003 году авиакомпания выходит на рынок региональных пассажирских перевозок, "Полет" стал первым и единственным в России эксплуатантом шведских регионалов - Saab-340. В 2006 году авиакомпании были поставлены более современные Saab-2000 (моя статья про этот самолет: тык)). В том же 2006 году было подписано соглашение на поставку самолетов Ан-148 Российского производства, первые их них поступили в эксплуатацию в 2009 году (и про Ан-148 у меня есть статья: тыц).
Расцвет деятельности "Полета" приходится на 2010-е годы. В 2011 году авиакомпании перевозит 270 тысяч человек и 53 284,308 тонн грузов. Создается VIP-подразделение авиакомпании. В эксплуатации находился один самолет hs-125.
Однако в 2014 году все резко меняется. Год стал очень тяжелым - спрос на грузовые перевозки упал на столько, что "Полет" прекращает перевозить грузы. Самолеты авиакомпании - Ан-124 и Ил-96-400Т - стоят на приколе. Авиакомпания влезает в долги и к ноябрю 2014 года прекращает пассажирские перевозки. В апреле 2015 года сертификат авиакомпании «Полет» был аннулирован.
Стоит отметить, что, базируясь в Воронеже, "Полет" занимал практически 90% траффика этого аэропорта. Самолеты летали не только по нашей стране - регулярные рейсы были налажены и за границу. При этом, билеты были относительно дешевыми - ведь на гражданских рейсах авиакомпания использовала небольшие самолеты, дешевые в обслуживании. Парк состоял из 18 самолетов. Всего за несколько лет перед закрытием, воронежский "Полет" получил статус одной из лучших отечественных авиакомпаний.
Отдельно стоит отметить грузовой флот авиакомпании, состоявший как из довольно привычных Ил-76, так и из Ил-96-400Т и Ан-124 "Руслан". Еще один фактор, выделяющий авиакомпанию среди прочих грузоперевозчиков - участие в космической программе. Авиакомпания "Полет" – единственная, среди эксплуатирующих Ан-124-100, получила лицензию на перевозку спутников и ракет для их запуска от Федерального космического агентства РФ.
В конце хочется сказать, что "Полет", ставший первой частной авиакомпанией России, на самом деле добился очень многого - во многом воронежская авиакомпания была первопроходцем. Конечно, жаль, что "Полет" закрылся, не оставив после себя преемника. Однако, за 26 лет своего существования "Полет" оставил после себя очень заметный след в истории Российской авиации.
Все мои рассказы про Российские авиакомпании можно найти здесь: Ангара ; Аврора ; Полет ; Атлант-Союз ; Трансаэро ; Саратовские Авиалинии ; Вим-Авиа