И еще один пост об актерах фильма "Цыган", который, кстати сказать, стал одним из первых советских сериалов. Интересно то, что сейчас снимают сериалы и дают всегда плоский свет, из-за этого у нас при просмотре возникает такое странное чувство то ли документальной, то ли бюджетной съемки, присутствует некая театральность. "Цыгана" снимали почти всегда на натуре (за исключением помещений, которые были всегда настоящими, в фильме не было декораций) и всегда ставили настоящий качественный свет. Во всех сценах. Подошли со всей ответственностью.
Однако непростым было еще вот что - множество дублей, которое приходилось делать. И нет, это было не из-за того, что актеры плохо играли и у них что-то не получалось. Как отмечала вдова Александра Бланка, играли все замечательно, можно было делать с первого дубля каждую сцену, но качество пленки это не позволяло. Поэтому приходилось каждую сцену снимать по 5-6 дублей просто для того, чтобы обезопасить себя от возможного брака пленки. В этом случае какая-то сцена точно не будет запорота или засвечена. Поэтому страдать приходилось много раз. Рыдать, когда уже слез не осталось и радоваться, когда уже улыбку из себя было не выдавить.
Бланк очень ответственно подходил к съемкам каждой сцены фильма. Накануне вечером до поздней ночи шли репетиции, и как только его все устраивало, он отпускал актеров, чтобы завтра повторить то же самое 5-6 раз уже на пленку.
Автору этих статей не нравится, каким языком у Калинина написана книга - стиль не вписывается в близкий мне формат повествования. И мне очень странно, что он не смог написать сценарий для "Возвращения Будулая", ну вот не смог и все. У него какой-то клин был - цыган должен был умереть и он другого финала не видел. Говорил, что только в случае вот такой смерти главного героя читатель может задуматься над тем, что в жизни-то не все так просто и не так радужно, как хотелось бы. Считаю, что он не прав. Со зрителем так поступать нельзя. Во всяком случае, открытый финал "Цыгана" мы получили благодаря Волонтиру, который начал упрашивать и Калинина и Бланка не убивать Будулая. Понимал человек, что со зрителем нельзя так. Потом уже и Лучко и сам Калинин стали просить Бланка сделать открытый финал. И фильм был снят, цыгана не убили, просто сильно ранили и побили. Тут зритель должен был сам додумывать продолжение.
Но про "Возвращение Будулая" будет в отдельной статье, а сегодня мне бы хотелось поговорить об актерах второго плана.
Лущилиха, которую сыграла Майя Булгакова. Персонаж получился неоднозначный. Если в книге с ней все понятно и она шантажирует Клавдию совершенно в открытую, то в фильме у нее такой подход интересный... Помните сцену сразу после визита Клавдии к Будулаю? Клавдия показывает Лущилихе метрики Вани и Нюры:
- Вот, не докажет! Вот метрика, написано: двое, мальчик и девочка, близнецы. На одну фамилию обои. Да как же это так? Растила-растила и вдруг... Ему бы только учиться и учиться, а не с цыганами по базарам... А ведь никто не знает. Никто не узнает, если ты не скажешь... А ведь ты не скажешь?! Ты же никому не скажешь?
И Лущилиха кивает так многозначительно... Ну, и ожидаемо:
- ...тем более, вместо того, чтобы хлопцем своим заниматься, занялась забором... Уступи мне хоть немного, хоть маленький моточек.
Смешно, конечно, но Клавдии много лет было не до смеха.
Другой, без этой ее примеси жадности, она была с Будулаем, и деньги она, конечно, Клавдии не отдала - прельстилась все-таки.
Неизвестно, сколько Лущилихе лет по сюжету, но, судя по тому, что она в войну мужа и сына потеряла, уже немолода. Однако сама Булгакова моложе Лучко на 7 лет.
Про Нину Русланову и ее Катьку-аэропорт мы уже писали немного. Ведь тоже персонаж получился очень яркий. Как говорила об этом сама Русланова, Катька - это то, что есть в каждой женщине, пусть не на поверхности, но внутри.
К сожалению, актера, сыгравшего старшину, уже нет в живых.
В "Цыгане" Русланова говорит своим голосом, а вот в "Возвращении..." ее озвучивали и история там была не слишком приятная. Озвучивали также и Егора, мужа Шелоро.
Матлюба Алимова, узбекская актриса, сыгравшая Настю, рассказывала, что вопреки тому, что все актеры рассказывают о съемках "Цыгана", никакой общности между ними не было: Волонтир вообще был сам по себе, и держался от всех подальше вместе с конем или с женой и дочерью, когда они приезжали; Лучко была всегда поближе к режиссерской команде, а остальные кучковались, кто как мог.
Из ее немногочисленных интервью на эту тему складывается ощущение, что ей чего-то недодали во время этих съемок. Но потом она вдруг спохватилась и сказала, что "Цыган" - это одно из самых замечательных ее воспоминаний. Странная она немного, вот такое о ней впечатление сложилось. Возможно, последующая слава была для нее не самой приятной и ухаживания Высоцкого с недвусмысленными намерениями стали не самым хорошим периодом в жизни...
Кстати, одной из первых отснятых сцен фильма (еще до приезда Волонтира) была сцена Насти и Клавдии, когда Настя пришла в деревню и Клавдия ее просит передать по цыганской почте, что она Будулая ждет.
В фильме не использовали массовку - ее роль с удовольствием исполняли местные жители: что на базаре, куда Будулай завернул за покупками, что в сцене суда. Местные рады были сниматься в эпизодах и впоследствии, десятилетия спустя, рассказывали, как это все происходило. Вот эта сцена, где Будулай приехал на суд. Помимо двух актеров в кадре только местные жители. В центре стоит мужчина, который поглаживает подбородок. Это один из местных, который 35 лет спустя вспоминал, как снимали фильм в станице.
Или выступающие на суде люди, поднимающиеся с мест - все тоже местные жители. Массовки было с избытком.
Немалую роль в фильме сыграла и гениальная музыка Валерия Зубкова, который, к сожалению, умер слишком рано, ему было всего 45 лет. И умер он, кстати, в 1985 году, когда на экраны вышло продолжение фильма.