Ошеломительный успех первой невыполнимой миссии, снятой в 1996 году самим Брайаном Дэ Пальмой, заложил основу для успешной коммерческой франшизы. Я перестал следить за "M:I" уже с третьей части. Слишком тяжело было последующим наемным режиссерам удержать планку, заданную Дэ Пальмой и Ву. Если первая часть жанрово смещена в сторону триллера, то вторая насыщенна неутомляющими экшн-сценами. Конкретно вторая часть структурно выстроена по лекалам мифа, уходящего своими корнями далеко в прошлое, во времена легенд о чудищах и бесстрашных героях. Главный герой, олицетворение добра и справедливости, вступает в схватку со своим противником - воплощением зла и тотального разрушения. Когда мы воспринимаем предлагаемую историю, мы ассоциируем происходящее с нашей памятью о сказаниях и легендах, и тогда динамичные кадры на экране воплощаются в сказку для современного человека. Дефицит ощущения сказочности и волшебства во многом толкает нас на походы в кино за новыми эмоциями. Еще древние греки, придумавшие искусство драмы, поняли, что красочные мифы и легенды являются наиболее удобоваримой формой подачи искусства для человека.
Понятно, что для жанровых боевиков не характерна сложная сюжетная структура и психологическая глубина. Но предлагаемые условности спокойно компенсируются режиссерской реализацией и визуальными решениями.
Экспозиция развивается стремительно. Сотрудник фармацевтической компании вывозит из Сиднея штамм смертельно опасного вируса, который захватывает антагонист. Краткий инструктаж протагониста Итана Ханта служит точкой завязки основного конфликта. Далее начинается неспешное развитие.
Главный герой отправляется в Испанию. Роскошный вечер в особняке, девушки танцуют фламенко под гитару, пока Итан Хант выслеживает в толпе прекрасную воровку Наю. Следящая камера двигается вслед за героями, струнные и удары каблуков задают ритм сцены.
Пока играет размеренная мелодия, камера делает плавные проходки. Когда герои замечают друг друга, динамика ритма снижается, задний фон размывается за счет игры со светом и замедлением: герои выделены рисующим, на массовке лежит контровой свет, лица скрыты в тени. В мелодии появляются ритмичные удары, похожие на сердцебиение.
Внезапно Ная растворяется в толпе, и начинаются эффектные склейки. Джон Ву сравнивает воровскую сноровку Наи с танцем.
После проходной сцены притирки героев Итан преследует Наю на опасной скоростной трассе. Кабриолеты мчатся на высокой скорости по опасному участку, рискуя сорваться с обрыва. Когда обе машины уходят в неконтролируемый занос, на фоне вновь звучит музыкальная тема из предыдущей сцены. Машины вращаются в смертельном танце.
Разворачивается прогрессия усложнений. После дополнительной информации от начальника Итан осуществляет внедрение Наи в логово антагониста. Когда Ная подходит к антагонисту, камера снимает таким образом, что возникает ощущение ментальной дуэли между персонажами.
Ная ловко скрывает свой замысел под лукавой маской, пока Амброуз пытается уличить ее во лжи. С помощью параллельного монтажа одновременно мы видим реакцию Итана Ханта с командой, которые пытаются наладить спутниковую связь. По закону жанра картинка на мониторе возникает в самый острый момент, оттягивая его до последнего.
Как только Ная обустраивается в доме Амброуза, идет очень атмосферная перебивка. Главный герой выходит из домика в пустыне на фоне пылающего солнца, уходящего в закат. Сцена обрамляется подходящим, медитативным звуковым оформлением. Солнце, уползающее за горизонт, простор безжизненной пустыни, звучащая музыкальная тема - все гармонично подчеркивает тревожное состояние главного героя. Вся выстроенная композиция в целом создает очень красивый и атмосферный кадр, который грамотно передает ощущение своеобразной сказки. Идущая следом склейка отсылает нас к древнегреческому мифу о Беллерофонте.
Наступающая следом сцена с конфликтом между Шоном Аброузом и его подручным добавляет динамики после двух предыдущих медленных по темпу сцен. В кадре несколько раз мелькает гильотина для сигар, с помощью которой осуществляется оригинальная склейка с последующим кадром следующей сцены.
Шон подходит к столику, укрупнение на сигары. Подручный сидит на диване, Шон находится в доминирующем положении, камера снимает его с нижней точки. Шон постепенно сокращает дистанцию. Наезд на сидящего подручного визуально воспринимается как атака. Укрупнение на гильотину. Укрупнение с поясного плана на крупный осуществляется через выдох. Снова наезд - визуальная атака. Динамичная нарезка кадров, тревожная музыка на фоне усиливают напряжение. В критический момент Амброуз максимально сокращает дистанцию, перебивка на деталь с гильотиной и реакция подручного. Бам! Склейка с открывающимися шторками на ипподроме. Подручный сдерживает крик от безумной боли, но в следующем кадре показывают срывающихся с места лошадей. Отличный пример профессиональной режиссуры.
На ипподроме действие вновь приобретает неспешный характер, в кадре много диалогов, раскрывающих дополнительные детали повествования и подробности о страшном вирусе. В конце сцены Амброуз раскрывает обман Наи.
Пока Итан обманом выведывает необходимую информацию у директора фармацевтической компании, Амброуз убеждается в предательстве Наи.
С этого момента наступает переломный момент, где драматические сцены уступают место экшену. Перестрелка в лаборатории заканчивается неожиданным поворотом для Амброуза. Итан отчитывает Наю за опрометчивый поступок. Вдвоем они оказываются в ловушке, и протагонист оказывается перед сложным моральным выбором. Внутренняя борьба героя сочетается с общим хаосом, повсюду пространство в кадре усыпано искрами.
Злодей договаривается о сделке на складах где-то на отшибе Сиднея. И пока Итан проникает на хорошо охраняемую базу, зараженная Ная пытается уйти подальше от людей.
Пока Амброуз пытается вынудить фармацевтического магната продать контрольный пакет акций, Итан Хант всячески пытается им помешать. Происходящее четко укладывается в жанровые рамки, но некоторые сцены прямо кричат авторским стилем, это особенно остро ощущается в отдельных кадрах и стыках.
Как только протагонист успешно достает образцы вируса и антидота, кадры под завязку наполняются экшеном. Сюжетные линии всех второстепенных героев к этому моменту завершены, и действие конфликта сконцентрировано между Хантом и Амброузом. В финальной схватке герой и злодей сталкиваются в рукопашной на живописном берегу. И вновь окружающая среда в кадре играет на общую атмосферу, усиливая эффект сцены - склейки с бушующими волнами появляются каждый раз после особо мощного удара одного из противников.
Естественно, по закону жанра Итан побеждает злодея, спасает прекрасную даму и спасает мир от смертельного вируса. Несмотря на все недочеты и жанровые условности картины, фильм смотрится на одном дыхании как раз из-за ощущения сказочности. В картине есть отличные виды, достойно разыгранный конфликт, добротная игра актеров и даже Энтони Хопкинс, отыгрывающий роль мудрого и лукавого начальника.
Архитектоника в фильме развивается от фундаментальной идеи борьбы добра со злом, переплетаясь с древнегреческим мифом, олицетворяющим пару Химера-Беллерофонт и сжимаясь до конфликта Итан Хант -Шон Амброуз.