Найти тему
Русский мир.ru

Тотальный диктант – 2020 стартовал в Риге

Столица Латвии стала первым городом, куда в составе Международных просветительских экспедиций прибыл автор Тотального диктанта – 2020, современный российский писатель доцент Литературного института им. А. Горького Андрей Геласимов. До недавнего времени имя «главного диктатора» держалось в секрете, публике оно стало известно лишь в ноябре.

Текст: Алла Березовская, фото предоставлено автором

Вместе с Геласимовым в Латвии также побывали ректор Литературного института писатель Алексей Варламов, российский лингвист, радиоведущая Юлия Сафонова и представитель Тотального диктанта Наталья Лукьянова. В эти дни в Риге проходила осенняя сессия фестиваля «Дни русской культуры Латвии», потому приезд российских гостей пришелся как нельзя кстати.

Филологический российский десант провел в латвийской столице несколько тематических встреч и лекций, посвященных новым тенденциям в современной российской литературе, культуре речи, а также языковым нормам и роли художественного слова в современном мире. Писатели и лингвисты встречались со студентами, преподавателями, школьниками, читателями, журналистами и начинающими писателями. Рижане и лекции слушали, и в горячих дискуссиях участвовали. А в Русском центре при Балтийской международной академии даже приняли участие в блицтотальном диктанте, автором и чтецом которого стал Андрей Геласимов. Он же вручил сертификаты участникам мероприятия, успешно написавшим тренировочный диктант.

Как рассказал Андрей Геласимов, сам он Тотальный диктант никогда не писал. Но когда весной прошлого года ему предложили стать автором текста для диктанта, он согласился без долгий раздумий: «Это замечательная акция и колоссально нужное дело. Грамотность, увы, хромает. Даже мои студенты на втором курсе иногда пишут с ошибками, – с грустью признался доцент Литинститута. – Я пока не обращаю на это внимания, мы сейчас учимся выстраивать композицию, фабулу произведения, структуру. Но я уже строго их предупредил, что на третьем курсе за ошибки начну отчислять. Пока есть время, посоветовал студентам взяться за повышение грамотности. Мы же представляем Литературный институт, надо марку держать!»

Ректор Литинститута Алексей Варламов (слева) и его коллега-писатель Андрей Геласимов на встрече с рижанами в БМА рассказали о новых тенденциях в современной российской литературе
Ректор Литинститута Алексей Варламов (слева) и его коллега-писатель Андрей Геласимов на встрече с рижанами в БМА рассказали о новых тенденциях в современной российской литературе

По условиям Тотального диктанта заранее раскрывать содержание текста запрещено. Геласимов рассказал лишь, что свое эссе он написал за несколько недель, посвятив его неизвестным страницам из жизни основоположника теоретической космонавтики, уникального русского ученого-самоучки Константина Циолковского. «Организаторы дали мне карт-бланш в выборе темы для диктанта и предложили писать о чем я хочу. Мне всегда было интересно понять, как в голове одного человека зарождается величайшая идея, которая полностью меняет историю развития человечества, – рассказал Геласимов. – Почему именно этот человек стал носителем такой идеи? Какое у него было детство, родители, окружение? Я начал собирать материал о Циолковском, прочел его произведения. С интересом выяснил, что в юные годы он написал две фантастические повести, они плохие – вы их не читайте, очень слабо написаны. Но Циолковский предстал для меня в новом свете. Я был очарован личностью провидца, изобретателя, учителя, сумевшего предугадать возможности освоения космоса человеком…». Работу проверяли лингвисты и филологи. Без полемики не обошлось. Автору пришлось со справочниками в руках доказывать коллегам уместность и правильность использования некоторых архаизмов, соответствующих нормам правописания XIX века.

Как известно, основная миссия Тотального диктанта – нести грамотность в массы, знакомить людей с правилами и орфографией русского языка, а также знакомить читателей с современной российской прозой. Каждый год, выбирая автора очередного текста для Тотального диктанта, оргкомитет стремится привлечь внимание к творчеству того или иного российского писателя. «Автор пишет текст, который затем разбивается на четыре части. Мы условно делим карту мира на четыре временные зоны, в каждой из которых пишут одну из частей диктанта, начиная с востока. К концу дня подключается Америка, она пишет последнюю часть, – пояснила Наталья Лукьянова. – Поэтому если вы написали диктант днем в европейской зоне, то ближе к вечеру в режиме онлайн на сайте «Тотального диктанта» можно еще раз проверить свою грамотность, написав остальные части текста. А заодно узнать содержание всего рассказа, наверняка это будет многим интересно!»

Но не только о диктанте расспрашивала русская общественность Латвии гостей из России. Так, ректор Литинститута доктор филологических наук, профессор Алексей Варламов посвятил свое выступление рассказу о главной российской литературной премии – «Ясная Поляна». Он напомнил, что у истоков этой премии стоял известный литературный критик, литературовед Лев Александрович Аннинский, скончавшийся в ноябре 2019 года.

Андрей Геласимов (справа) с автором романа "Хибакуша" Валерием Петковым
Андрей Геласимов (справа) с автором романа "Хибакуша" Валерием Петковым

Ежегодно на соискание премии «Ясная Поляна» поступает 300–400 произведений от авторов, пишущих на русском языке. Сначала жюри отбирает кандидатов в длинный список из 30–40 книг. Надо отметить, что для начинающих писателей попасть в него уже удача. Затем формируется короткий список, из трех-шести произведений, из которых жюри выбирает главного победителя. В этом году лауреатом премии в номинации «Современная проза» стал выпускник Литинститута писатель Сергей Самсонов – за роман о Донбассе «Держаться за землю». Среди других авторов из короткого списка Варламов отметил книгу Владимира Березина «Дорога на Астапово», рассказывающую о путешествии группы друзей, решивших повторить последний путь Льва Толстого из Ясной Поляны до станции Астапово. Еще один молодой писатель, отмеченный литературной премией, – Вячеслав Ставецкий из Ростова-на-Дону, написавший роман об испанском диктаторе.

Говоря о современных тенденциях в российской литературе, Алексей Варламов условно разделил ее на «документальную» и «тяготеющую к беллетристике». «Сегодня литература в России существует в условиях отсутствия цензуры. Книги любого писателя, даже самого оппозиционного, никто не запрещает, из типографий тиражи не изымают, литературным трудом заниматься никому не запрещают, – заверил ректор Литинститута. – Но нельзя сказать, что литература вследствие этого сразу расцвела. Как оказалось, напрямую эти процессы между собой не связаны. Что касается документальной прозы, то здесь все же определенные ограничения по цензурным соображениям имелись, допустим, в связи с наличием каких-то засекреченных архивов или документов. Но сейчас наметилась важная, как я считаю, тенденция – свобода именно документальной прозы». Писателей-документалистов чаще отмечают литературной премией «Большая книга», лауреатами которой становились авторы самых разных политических взглядов.

Список российских писателей, отмеченных литературными премиями, дополнил и Андрей Геласимов. Он упомянул поразившую его повесть ростовского писателя Вячеслава Ставецкого «Квартира», действие которой происходит в Сталинграде в 1942 году. «Эта книга, можно сказать, про Робинзона Крузо, попавшего на войну в России – сюжет потрясающий! Рассказ получился очень сильный, почитайте – не пожалеете», – заверил доцент Литинститута.

Для поддержки начинающих писателей Андрей Геласимов вместе с издательством «Городец» в прошлом году организовал проект, названный ими «Ковчег». Был брошен клич для тех, кто пишет на русском языке, с призывом выступить с дебютом в новой книжной серии. По словам инициатора «Ковчега», к ним хлынул поток русской прозы, причем не только из России, но и из Канады, Израиля, Латвии. Были отобраны самые талантливые работы и издан сборник рассказов авторов, о которых пока никто еще не слышал. После выхода «Ковчега» издательство выпустило отдельными книжками некоторые произведения. Среди них – роман рижанина инженера по специальности Валерия Петкова «Хибакуша», посвященный ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в которой Валерий сам принимал участие в мае–июле 1986 года.

В конце встречи гости предложили аудитории проверить свою грамотность, приняв участие в блицдиктанте. Как можно было отказаться? Тем более что сам Андрей Геласимов впервые попробовал себя в роли «главного диктатора», взявшись за диктовку проверочного текста. Впрочем, хорошо ему знакомого, поскольку диктовал писатель отрывок из своего же романа «Роза ветров».

Автор этих строк тоже приняла участие в испытании грамотностью. Должна признать, что Геласимов в новом качестве надежды оправдал: диктовал громко, внятно, выразительно. Благодаря чему с орфографией рижане справились очень хорошо. За что каждый «испытатель» получил подтверждающий сертификат из рук писателя.

А «отличники», не допустившие ни одной ошибки, сфотографировались с именитыми российскими писателями, держа в руках заветные сертификаты. Но не ищите на этом снимке автора заметки. Нет, уважаемый главный редактор, с грамотностью у меня все в порядке, не волнуйтесь – документ прилагаю! Но должен же был кто-то нажать на кнопку фотоаппарата?