Найти тему
Casus Belli

Сферические кони компании Northrop

Часть XXVI. Капитуляция гиганта

В апреле 1949 года Нортроп запатентовал два проекта пассажирских "летающих крыльев" с двумя турбовинтовыми или четырьмя турбореактивными двигателями. Оба имели тандемное расположение кресел пилотов. На самом деле, Нортроп всегда отдавал предпочтение именно гражданским конструкциям, но в разгар "холодной войны" эта идея понимания не встретила.

В 1950 году была сделана последняя попытка дать жизнь идее огромного реактивного "летающего крыла", на сей раз – в абсолютно мирном варианте. По заказу компании был даже снят рекламный фильм: пассажиры роскошного авиалайнера летят в просторном салоне, больше всего напоминающем закрытую палубу океанского судна, потягивая коктейли, закусывая и наслаждаясь видами из огромных панорамных окон. Увы, проект пассажирского YB-49 был попросту проигнорирован авиаперевозчиками, не желавшими рисковать: они боялись отпугнуть потенциальных клиентов.

Рекламный ролик

Ради сохранения производства компания бралась даже за такие малоприбыльные заказы, как ремонт гражданских C-47. Когда в обстановке послевоенного сокращения производства самолетов Нортроп получил заказ на 24 трехмоторных транспортника YC-125A/B, это уже было достижением.

И все же Нортроп надеялся. Он продолжал верить, что проблему курсовой устойчивости YB-49 решит автопилот, – но так и не получил его. Понимая, что для доставки термоядерного оружия нужен более габаритный бомбоотсек, он перепроектировал крыло: был удлинен нос и увеличено "осиное брюшко"; размах крыла уменьшился до 39 м. Проект получил внутрифирменное обозначение N-31. По схеме самолет представлял собой нечто среднее между классическим "летающим крылом" и бесхвосткой, поскольку имел развитую гондолу, но бОльшая часть внутреннего оборудования размещалась в крыле.

Посадку пилотов изменили на тандемную, в центроплане появился огромный бомбоотсек. В "осином брюшке" предполагалось установить оборонительную турель. По расчетам, крейсерская скорость должна была достичь 830 км/ч, а дальность – 8980 км. Взлетная масса согласно расчетам, достигала 73 тонн, а максимальная полетная (после дозаправки в воздухе) – 101 тонны.

Нортроп также предложил два варианта, отличающихся силовой установкой. Первый - с двигателями Turbodyne с очень короткими сверхзвуковыми лопастями, и второй - турбореактивный. На N-31 прорабатывались различные комбинации двигателей, например, четыре в корневой части крыла, и два – на законцовках.

-6

В варианте эскортного истребителя-или перехватчика дальнего действия N-31 должен был получить радар в носовой части и целую батарею из 44 управляемых ракет "воздух-воздух" AIM-4, которыми можно было стрелять как вперед, так и назад.

AIM-4
AIM-4

В качестве конкурента B-36 предлагалось "Турбокрыло" с четырьмя турбовинтовыми двигателями Allison и двумя подкрыльевыми стартовыми ускорителями.

Этот "стратег" должен был обладать дальностью 19 000 км при крейсерской скорости 738 км/ч. Был и еще один проект - N-55, турбовинтовой самолет дальнего радиолокационного обнаружения, и его транспортный вариант с четырьмя турбовинтовыми двигателями Allison T40 мощностью по 7500 л. с.

Увы, все эти идеи остались на бумаге. В ноябре 1952 года Джон ("Джек") Нортроп в возрасте 57 лет навсегда покинул созданную им компанию. Он был опустошен и разочарован бесконечными интригами политиков и генералов, обманом ненадежных подрядчиков, измотан борьбой с бесчестными конкурентами.

-8

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.

Части 1-10 - Что было до Нортропа

Часть 11. Как появился самолет за миллиард долларов

Часть 12. Японский огурец и желтый джип

Часть 13. Самый ужасный самолет Джека Нортропа

Часть 14. Первый американский ракетоплан

Часть 15. "Летающий баран"

Часть 16. "План Б" Дядюшки Сэма

Часть 17. Последний полет Макса Константа

Часть 18. XB-35 - "Большая летучая мышь"

Часть 19. Как угробить гениальный проект

Часть 20. EB-35B: тянитолкай

Часть 21. YB-49 - Самолет-невидимка в 1948 году

Часть 22. "Мы не брали парашютов"...

Часть 23. Авария, похоронившая мечту

Часть 24. Повесть о бескорыстных чиновниках

Часть 25. Жертва Джека Нортропа

Часть 26. Сферические кони компании Northrop