Часть XXVI. Капитуляция гиганта
В апреле 1949 года Нортроп запатентовал два проекта пассажирских "летающих крыльев" с двумя турбовинтовыми или четырьмя турбореактивными двигателями. Оба имели тандемное расположение кресел пилотов. На самом деле, Нортроп всегда отдавал предпочтение именно гражданским конструкциям, но в разгар "холодной войны" эта идея понимания не встретила.
В 1950 году была сделана последняя попытка дать жизнь идее огромного реактивного "летающего крыла", на сей раз – в абсолютно мирном варианте. По заказу компании был даже снят рекламный фильм: пассажиры роскошного авиалайнера летят в просторном салоне, больше всего напоминающем закрытую палубу океанского судна, потягивая коктейли, закусывая и наслаждаясь видами из огромных панорамных окон. Увы, проект пассажирского YB-49 был попросту проигнорирован авиаперевозчиками, не желавшими рисковать: они боялись отпугнуть потенциальных клиентов.
Рекламный ролик
Ради сохранения производства компания бралась даже за такие малоприбыльные заказы, как ремонт гражданских C-47. Когда в обстановке послевоенного сокращения производства самолетов Нортроп получил заказ на 24 трехмоторных транспортника YC-125A/B, это уже было достижением.
И все же Нортроп надеялся. Он продолжал верить, что проблему курсовой устойчивости YB-49 решит автопилот, – но так и не получил его. Понимая, что для доставки термоядерного оружия нужен более габаритный бомбоотсек, он перепроектировал крыло: был удлинен нос и увеличено "осиное брюшко"; размах крыла уменьшился до 39 м. Проект получил внутрифирменное обозначение N-31. По схеме самолет представлял собой нечто среднее между классическим "летающим крылом" и бесхвосткой, поскольку имел развитую гондолу, но бОльшая часть внутреннего оборудования размещалась в крыле.
Посадку пилотов изменили на тандемную, в центроплане появился огромный бомбоотсек. В "осином брюшке" предполагалось установить оборонительную турель. По расчетам, крейсерская скорость должна была достичь 830 км/ч, а дальность – 8980 км. Взлетная масса согласно расчетам, достигала 73 тонн, а максимальная полетная (после дозаправки в воздухе) – 101 тонны.
Нортроп также предложил два варианта, отличающихся силовой установкой. Первый - с двигателями Turbodyne с очень короткими сверхзвуковыми лопастями, и второй - турбореактивный. На N-31 прорабатывались различные комбинации двигателей, например, четыре в корневой части крыла, и два – на законцовках.
В варианте эскортного истребителя-или перехватчика дальнего действия N-31 должен был получить радар в носовой части и целую батарею из 44 управляемых ракет "воздух-воздух" AIM-4, которыми можно было стрелять как вперед, так и назад.
В качестве конкурента B-36 предлагалось "Турбокрыло" с четырьмя турбовинтовыми двигателями Allison и двумя подкрыльевыми стартовыми ускорителями.
Этот "стратег" должен был обладать дальностью 19 000 км при крейсерской скорости 738 км/ч. Был и еще один проект - N-55, турбовинтовой самолет дальнего радиолокационного обнаружения, и его транспортный вариант с четырьмя турбовинтовыми двигателями Allison T40 мощностью по 7500 л. с.
Увы, все эти идеи остались на бумаге. В ноябре 1952 года Джон ("Джек") Нортроп в возрасте 57 лет навсегда покинул созданную им компанию. Он был опустошен и разочарован бесконечными интригами политиков и генералов, обманом ненадежных подрядчиков, измотан борьбой с бесчестными конкурентами.
Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.
Части 1-10 - Что было до Нортропа
Часть 11. Как появился самолет за миллиард долларов
Часть 12. Японский огурец и желтый джип
Часть 13. Самый ужасный самолет Джека Нортропа
Часть 14. Первый американский ракетоплан
Часть 16. "План Б" Дядюшки Сэма
Часть 17. Последний полет Макса Константа
Часть 18. XB-35 - "Большая летучая мышь"
Часть 19. Как угробить гениальный проект
Часть 21. YB-49 - Самолет-невидимка в 1948 году
Часть 22. "Мы не брали парашютов"...
Часть 23. Авария, похоронившая мечту
Часть 24. Повесть о бескорыстных чиновниках