История тосканской бутылки и ее изображения в искусстве
Слово «фиаско» и в русском, и многих других языках означает провал, неудачу. Но так было не всегда. Первоначальное значение слова «фиаско» - стеклянная, оплетенная засушенной болотной травой бутылка, которая c XIII века в итальянском регионе Тоскана использовалась для хранения местного вина. Дополнительный смысл, потом ставший основным, появился у этого слова значительно позже. По одной из версий - в XVII веке, благодаря одному из тогдашних стендап-комиков по имени Доменико Бьянколелли. Доменико, выступавший в костюме Арлекина, прославился своим умением смешно импровизировать на тему любого предмета, который попадал ему в руки. Однажды он взял бутылку для вина и… это было фиаско. Теперь уже в обоих, и старом, и новом, смыслах этого слова.
Для нас словосочетание «бутылка вина» звучит обыденно, но в XIII-XIV веке это было редкостью. В большинстве итальянских регионов того времени вино не бутилировали, а держали в бочках или больших керамических амфорах, и только тосканское вино разливалось в бутылки: это говорит о том, что ценили его выше, чем любое другое. Первые фиаски были оплетены травой до самого горлышка и делились на три типа: большие, объемом 5,7 литра, средние, на 2,28 литра, и малые, вмещавшие в себя «всего» 1,4 литра вина, как правило, десертного.
В 1574 году объем фиаско унифицировали: теперь бутылка должна была вмещать ровно 2,28 литра вина. Чтобы избежать мошенничества с недоливами, на бутылки ставили метки из свинца, так называемые «публичные знаки» (Segno pubblico). Несмотря на это, умельцы, способные «допилить» бутылки таким образом, чтобы, при сохранении внешних габаритов, их вместимость уменьшилась, процветали.
В XVII веке на стекле фиаско стали ставить клеймо в виде флорентийской лилии. Тогда вид бутылки изменился: оплетение стало заканчиваться ниже, оставляя открытым горлышко бутылки.
По мере выхода тосканских вин на новые рынки увеличивалось и производство бутылок. А работа по их оплетению соломой стала традиционной женской профессией. Этих работниц называли фиаскайя (fiascaia), одна женщина могла оплести 40-50 бутылок в день.
В наше время традиционная бутылка фиаско продолжает жить в основном благодаря кьянти, самой известной разновидности тосканских вин, - некоторые производители продолжают стилизовать свою тару под традиционную бутылку. И, хотя популярность фиаско неуклонно снижается, в том числе и потому, что эти бутылки сильно дискредитировали виноделы, разливавшие в них низкокачественное вино, в искусстве XX века их изображения еще встречаются, пусть и не так часто, как в предыдущие эпохи.