Найти в Дзене
Анастасия Лобская

Это фиаско, братан!

История тосканской бутылки и ее изображения в искусстве

Слово «фиаско» и в русском, и многих других языках означает провал, неудачу. Но так было не всегда. Первоначальное значение слова «фиаско» - стеклянная, оплетенная засушенной болотной травой бутылка, которая c XIII века в итальянском регионе Тоскана использовалась для хранения местного вина. Дополнительный смысл, потом ставший основным, появился у этого слова значительно позже. По одной из версий - в XVII веке, благодаря одному из тогдашних стендап-комиков по имени Доменико Бьянколелли. Доменико, выступавший в костюме Арлекина, прославился своим умением смешно импровизировать на тему любого предмета, который попадал ему в руки. Однажды он взял бутылку для вина и… это было фиаско. Теперь уже в обоих, и старом, и новом, смыслах этого слова.

Для нас словосочетание «бутылка вина» звучит обыденно, но в XIII-XIV веке это было редкостью. В большинстве итальянских регионов того времени вино не бутилировали, а держали в бочках или больших керамических амфорах, и только тосканское вино разливалось в бутылки: это говорит о том, что ценили его выше, чем любое другое. Первые фиаски были оплетены травой до самого горлышка и делились на три типа: большие, объемом 5,7 литра, средние, на 2,28 литра, и малые, вмещавшие в себя «всего» 1,4 литра вина, как правило, десертного.

Джотто. Бегство в Египет, 1303-1305
Джотто. Бегство в Египет, 1303-1305
Сандро Боттичели. «Пир в лесу» (из цикла «Настаджо дельи Онести), ок. 1483
Сандро Боттичели. «Пир в лесу» (из цикла «Настаджо дельи Онести), ок. 1483
Доменико Гирландайо. Рождество Иоанна Крестителя, 1485-1490
Доменико Гирландайо. Рождество Иоанна Крестителя, 1485-1490
Содома, «Святой Бенедикт превращает в змею бутылку с вином, которую от него спрятал его помощник», 1505
Содома, «Святой Бенедикт превращает в змею бутылку с вином, которую от него спрятал его помощник», 1505

В 1574 году объем фиаско унифицировали: теперь бутылка должна была вмещать ровно 2,28 литра вина. Чтобы избежать мошенничества с недоливами, на бутылки ставили метки из свинца, так называемые «публичные знаки» (Segno pubblico). Несмотря на это, умельцы, способные «допилить» бутылки таким образом, чтобы, при сохранении внешних габаритов, их вместимость уменьшилась, процветали.

Агостино Карраччи, «Тайная вечеря», 1593-1593
Агостино Карраччи, «Тайная вечеря», 1593-1593
Караваджо, «Отдых на пути в Египет», 1597
Караваджо, «Отдых на пути в Египет», 1597
Артемизия Джентилески, «Лот и его дочери», 1638-1639
Артемизия Джентилески, «Лот и его дочери», 1638-1639

В XVII веке на стекле фиаско стали ставить клеймо в виде флорентийской лилии. Тогда вид бутылки изменился: оплетение стало заканчиваться ниже, оставляя открытым горлышко бутылки.

Кристофоро Мунари. Натюрморт с цыпленком, яйцами, фиаско и апельсином, начало XVIII века
Кристофоро Мунари. Натюрморт с цыпленком, яйцами, фиаско и апельсином, начало XVIII века
Джакомо Черути по прозвищу Питоккетто. Натюрморт , 50-е годы XVIII века
Джакомо Черути по прозвищу Питоккетто. Натюрморт , 50-е годы XVIII века

По мере выхода тосканских вин на новые рынки увеличивалось и производство бутылок. А работа по их оплетению соломой стала традиционной женской профессией. Этих работниц называли фиаскайя (fiascaia), одна женщина могла оплести 40-50 бутылок в день.

Фиаскайи в 1950-е годы
Фиаскайи в 1950-е годы
Поль Сезанн, «Натюрморт с фиаско», 1877
Поль Сезанн, «Натюрморт с фиаско», 1877

В наше время традиционная бутылка фиаско продолжает жить в основном благодаря кьянти, самой известной разновидности тосканских вин, - некоторые производители продолжают стилизовать свою тару под традиционную бутылку. И, хотя популярность фиаско неуклонно снижается, в том числе и потому, что эти бутылки сильно дискредитировали виноделы, разливавшие в них низкокачественное вино, в искусстве XX века их изображения еще встречаются, пусть и не так часто, как в предыдущие эпохи.

Карло Карра, «Фиаско», 1915
Карло Карра, «Фиаско», 1915
Ренато Гуттузо, «Корзина с фиасками», 1941
Ренато Гуттузо, «Корзина с фиасками», 1941