До Нового года меньше месяца, а настроение совсем не праздничное. Погода нынче слякотная, по крайней мере, в центре России. Самая что ни на есть «еврозима». А душа просит снегов по пояс как в детстве, красных от мороза щек и сладкого сердечного замирания: «Вот, теперь совсем скоро»!
С чего начинается Новый год? С ёлки, но ее ставить пока рано. С рассматривания коллекции новогодних открыток и прослушивания новогодних песен.
Для меня самой новогодней песней была и есть песня «Новогодние игрушки». Сказочный перезвон колокольчиков в первых тактах сменяется игривым проигрышем и невероятная история начинается. Но о ней в другой раз.
Мне эта песня напоминает новогодние открытки. Не все, конечно, а с теми самыми весёлыми зверюшками: зайками, мишками, белочками и ежиками. Зверюшки несколько хуманизированные, хотя вряд ли их «папа» - художник Владимир Зарубин, знал это слово.
Работы этого художника видели, думаю, все. А кто он, сейчас узнаете.
Будущий художник Володя Зарубин родился в 1925 году в Орловской области в семье инженера-путейца. Интерес к живописи проявил рано – сначала вдумчиво изучал отцовскую коллекцию старых открыток и книги с репродукциями картин, которых в доме было множество, а затем пробовал рисовать сам. Особенно животных. Вот как он вспоминал то время:
«С детства очень люблю зверушек, птиц. Первый мой в жизни рисунок связан с животными и с... улыбкой: бежит лошадь, а у неё из-под хвоста «яблоки» падают. Мне пять лет тогда было, так этот рисунок по всей деревне из рук в руки переходил».
Но карьеру юного художника прервала война: старшие братья ушли на фронт, а 17-летнего Володю угнали в Германию в трудовой лагерь.
После освобождения и службы в армии Владимир возвратился к любимому занятию, но уже на профессиональном уровне. Сначала устроился художником на завод, а в 1956 году поступил на курсы мультипликаторов при «Союзмультфильме».
Вы все знаете и любите его персонажей, их около сотни. Он работал над мультфильмами «Ну, погоди», «Маугли», «Тайна третьей планеты». Это он придумал образ гениального сыщика-недотепы в мультике «По следам бременских музыкантов».
Но работу мультипликатора художник считал рутинной, нервной, полной согласований, дедлайнов, худсоветов и жарких споров. Он искал отдушину и нашел ее в жанре почтовой миниатюры. Открытка – это как мультфильм, только сжатый до одного кадра. Или, как говорил сам художник: «Маленькая сказка в рисунке».
Зверушки — медвежата, зайцы, ёжики, а также гномы и другие герои — мои, только мои.
Суровые партийные дяди, непременные члены худсоветов, сперва воспринимали фантазии художника в штыки. Дескать, что это за звери на задних лапах? А почему ёжик в сапогах? А что это такое поют зайцы? Так не бывает! Советовали быть серьезнее, рисовать что-нибудь к советским праздникам. Но художник сразу отсекал: «Политическая тема - не моё»!
В предыдущие годы немало моих открыток и конвертов, как говорится, распушили почём зря на худсовете.
Настоящий художник рисует всегда, сначала будто сами собой приходят образы, персонажи, просятся на бумагу, обрастают деталями, приобретают неповторимые характеры. Все персонажи его очень добрые, жизнерадостные, таких сразу хочется пустить в свою жизнь. Подружиться. Кто знает, может быть, бегством в вымышленный мир доброты и праздника художник пытался спастись от детских воспоминаний об ужасах фашистского плена?
перерисовываю сюжеты порой по нескольку раз: закончу, как будто, присмотрюсь — нет, не совсем то. Берусь вновь добавлять, убирать детали рисунка.
Творческая жизнь художника окончилась так же тяжело, как и началась. Наступили трудные времена – перестройка, развал СССР. Да, исчезли худсоветы, но стало и меньше работы, без которой художник не представлял жизни. Зарубин ушел со студии, сосредоточился на частных заказах: открытках, календарях, подарочных коробках. В своем неповторимом стиле. Сколько веселых зверюшек создал он? Какому количеству людей этот «смешной лесной народ» принес радость? Специалисты попробовали подсчитать. Оказалось, что общий тираж работ, созданных художником, превышает полтора миллиарда! И их продолжают выпускать до сих пор.
Сюжеты и техника открыток Зарубина вдохновляют молодых художников, дизайнеров и мультипликаторов. А открытки, изданные в СССР, стали предметом коллекционирования.
Владимира Ивановича не стало 21 июня 1996 года. Он работал до последнего дня жизни и надеялся, что «конверты и открытки с моими зверушками, помогут людям стать чуть добрее».
Думается, что в каждой семье хранится хоть пара открыток с рисунками Владимира Зарубина. Как-нибудь хмурым декабрьским вечером достаньте их из альбомов и коробок. Рассмотрите внимательно. Улыбнитесь. Поднесите к лицу, вдохните запах детства и праздника. Прочтите послания, начертанные на обратной стороне. Помните, знаете, кто их написал? Живы ли они? Где сейчас?
Это не просто веселые зверюшки, танцующие белочки и плящущие зайки. Это история. Наша с вами.
в статье использованы открытки художника Владимира Зарубина