Особенности фитнес-маркетинга.
Маркетинг фитнес-индустрии в России имеет свои особенности, продиктованные спецификой рынка, его локализованностью, а также низким уровнем вовлеченности населения в сам фитнес (3-8 % в зависимости от региона).
Фитнес – это не продукт, это услуга. При этом услуга далеко не первой необходимости для российского потребителя. Поэтому часто перед маркетологами клуба стоит не просто задача убедить клиента купить абонемент в конкретный фитнес-центр, а сначала доказать ему, что фитнес является его потребностью.
Кроме того, маркетинговая работа не заканчивается в момент покупки клиентом членства в клубе, ведь его еще нужно удержать, и более того - продать ему дополнительные услуги.
При этом открывается еще одна специфика фитнес-индустрии – реклама и продажи дополнительных услуг в большом объеме ложатся на плечи фитнес-персонала, не специализирующегося на данной работе.
Стоимость маркетинговых кампаний клуба может варьироваться в самых разных пределах. Но, учитывая специфику фитнес-индустрии, реклама обычно носит локальный характер и не требует слишком крупных вливаний. В сети клубов бренда X-FIT доля вложений в рекламу составляет около 5% в структуре всех расходов.
Совершенно точно, нет никакого смысла запускать рекламный ролик фитнес-клуба на федеральных каналах телевидения. Иногда раздача листовок сработает гораздо лучше чем большой билборд. Но чаще всего без современных и близких аудитории каналов продвижения все же не обойтись.
Фитнес-маркетинг и каналы продвижения.
Стратегия и тактика маркетинга фитнес-клуба зависят во многом от факторов и критериев, характерных для отрасли:
- Формат клуба (премиум, бизнес, эконом);
- Локация клуба (центр города, бизнес-центр, спальный район, загородный поселок);
- Конкурентная среда (наличие/отсутствие поблизости клубов-конкурентов).
Также рекламные кампании различаются в зависимости от целевой аудитории, на которую они направлены. Укрупненно можно разделить ее на два сегмента: клиенты и не клиенты клуба.
Вообще все современные каналы продвижения фитнес-клуба и его продуктов логично делятся на две большие группы: оффлайн и онлайн. Последней, конечно, уделяется все больше и больше внимания.
Каналы продвижения фитнес-клуба - это не сама реклама, это способы ее донесения до потенциальных и действующих клиентов с использованием различных инструментов.
Очевидно, что в современный век диджитализации все больший упор делается на рекламу фитнес-клубов через Интернет. Тем не менее наружная реклама и другие различные оффлайн инструменты по-прежнему играют значительную роль в продвижении бренда.
Каналы продвижения оффлайн.
Их доля в рекламных расходах клубов действительно падает, вытесняемая диджитал-маркетингом. Но вернемся снова к специфике фитнес-бизнеса. Фитнес нужен и востребован там, где люди живут или работают. В этом контексте оффлайн-реклама как раз является той самой "точкой касания" с подавляющей частью целевой аудитории клуба. И в первую очередь это касается наружной рекламы.
1. Наружная реклама
Основные виды наружной рекламы фитнес-клуба:
- вывеска и рекламные плакаты на здании клуба;
- билборды, рекламные щиты и баннеры на подъездах к клубу;
- реклама на транспорте (на станциях, в вагонах метро, на автобусах и внутри них и т.п.)
- реклама на досках объявлений.
2. Листовки
Важным оффлайн-каналом продвижения фитнес-клуба является распространение листовок. Это может быть как непосредственно раздача листовок на подходах к фитнес-клубу и в близ лежащих районах промоутерами, так и почтовая рассылка (листовки в почтовые ящики квартир), и распространение рекламной продукции через партнеров (заправки, магазины, аптеки, кафе и пр.)
3. Мероприятия
Еще один популярный в фитнес-среде канал продвижения - спортивные мероприятия, в которых клуб принимает участие. Это самый "живой" инструмент рекламы, через который устанавливается прямой контакт с потенциальными клиентами. Сюда относятся участие фитнес-клуба в городских ивентах, акции, организованные непосредственно фитнес-центром, сетью или альянсом клубов, а также партнерские мероприятия (например, встречи, проводимые клубом совместно с администрацией жилого комплекса, в котором он располагается).
4. "Сарафанное радио"
И, конечно, не стоит забывать про самый надежный оффлайн канал - "сарафанное радио". Здесь вместо маркетологов на продвижение клуба работаю его клиенты.
С одной стороны, этот способ является самым дешевым, если не сказать бесплатным. Но с другой - для того, чтобы он заработал, администрации клуба надо хорошо потрудиться над удовлетворением потребностей своих клиентов. А это уже не про маркетинг, а про качество услуг и уровень сервиса фитнес-клуба.
Каналы продвижения онлайн.
На интернет - рекламу в современных фитнес-сетях направляется больше всего маркетинговых денег. Продвижение в онлайн-сети является самым актуальным и эффективным способом повысить узнаваемость бренда, настроить лояльность потенциальных и действующих клиентов.
Рассмотрим основные онлайн-каналы продвижения фитнес-клубов.
1. Контекстная реклама в сети.
Куда без нее в современном диджитал-маркетинге? Для тех, кто не в курсе, в двух словах объясним, что она из себя представляет.
Контекстная реклама - реклама, отображаемая для пользователей сети Интернет исходя из контекста их запросов в поисковых системах и посещенных ими страниц сайтов. Работает такая реклама по так называемым "ключевым словам", т.е. в нашем случае, например, "фитнес-клуб в районе таком-то", "фитнес в москве", "фитнес с бассейном" и т.д.
Основные виды контекстной рекламы:
- реклама в поисковых ресурсах - ссылка на сайт фитнес-клуба в результатах поиска ( Google Adwords, Яндекс.Директ )
- баннеры на страницах сайтов (тут, могут быть как сайты с фитнес-тематикой, так и любые другие сайты, предоставляющие рекламу).
2. SMM, реклама в социальных сетях.
Очень важный канал продвижения для любого современного продукта - реклама через социальные сети. Речь идет, конечно же, о Вконтакте, Facebook, Instagram, Одноклассники итп.
SMM фитнес-клуба включает в себя:
- ведение страниц в социальных сетях с размещением на них рекламы, информации о клубе, постов на фитнес-тематику (контент-маркетинг);
- обратную связь с клиентами клуба (через личные сообщения, комментарии и прочее.);
- продвижение через популярных блогеров, организация акций и интернет-марафонов;
- таргетированную рекламу.
Социальные сети, кстати, - лучший канал для использования таргетинга - настройки рекламы исходя из информации о пользователях. На страницах соц. сетей хранится масса информации, очень нужной фитнес-таргетологу, начиная от пола, возраста пользователей и районов их обитания, заканчивая их увлечениями и предпочтениями.
3. E-mail - рассылка
Канал, который сдает свои позиции в онлайн-продвижении, но до конца еще не сдался. Чаще всего e-mail-рассылка используется фитнес-клубами как способ напомнить о себе своим действующим клиентам и тем, кто когда-то ими был или хотел стать.
Можно делать email-рассылку со следующей тематикой и содержанием:
- новости клуба, акции и мероприятия;
- офферы, конкретные предложение о членстве;
- RSS рассылка - сводка статей и постов фитнес-клуба с ссылкой на его страницу в социальных сетях.
4. Сайт
Зачастую официальный сайт в Интернете - это просто визитная карточка компании, не имеющая под собой цели рекламировать или продавать бренд. Однако, с фитнес-клубами это не так. На сайт заходят потенциальные клиенты в поисках информации об инфраструктуре, услугах и стоимости фитнес-центра, необходимой им для принятия решения о покупке клубной карты.
Хотя официальный сайт сложно отнести именно к каналам продвижения, это скорее одна из точек, к которым те самые каналы ведут, тем не менее нельзя не сказать про него в данном контексте. Ведь на сайт приходят пользователи, готовые стать членами клуба, уже знакомые с брендом и лояльные к нему. Основная задача - удержать их интерес и желание.
Эффективное продвижение фитнес-клуба.
В федеральной сети фитнес-клубов X-FIT используют самые актуальные и современные маркетинговые технологии, доказавшие свою эффективность. Продвижение клубов осуществляется по всем описанным в статье каналам в различных комбинациях в зависимости от формата, локации конкретного клуба и других важных факторов.
Стать частью сети и воспользоваться эффективными методами продвижения Вашего фитнес-клуба можно, перейдя по этой ссылке.
* * * * * *
→ Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: читайте полезные и интересные материалы про фитнес-бизнес и узнавайте новости сети XFIT первыми.