Неделя прошла под знаком российско-американских отношений. Сергей Викторович Лавров провел в США переговоры с Госсекретарём Майком Помпео и встретился с Президентом Дональдом Трампом. А Сенат США утверждает Заместителя Госсекретаря Джона Салливана на должность Посла в России.
Можно ли найти в этих событиях признаки улучшения отношений России и США в наступающем году?
Часть 1. Помпео
Что показали переговоры С.В. Лаврова с Госсекретарем США? Что есть небольшой круг тем, по которым можно найти близкие решения. Но узок круг этих вопросов, страшно далеки они от основной повестки двусторонних отношений. Перечислить их - хватит пальцев на одной лапе трехпалого ленивца. Афганистан, Северная Корея, борьба с терроризмом.
А по большинству более важных вопросов у нас очевидные разногласия, которые преодолеть не удалось, и в обозримом будущем вряд ли удастся. Это Украина, Венесуэла, Сирия, Иран, выход США из ДРСМД, захваченная дипломатическая собственность РФ, "вмешательство" РФ в американские выборы...
Даже дипломатичный С.В. Лавров охарактеризовал обсуждение этих вопросов так:
"Не секрет, что у нас разные взгляды на некоторые вещи. Наивно полагать, что можно в одночасье добиться взаимопонимания по ключевым вопросам"
А Помпео более откровенно сказал, что по этим вопросам "есть большие проблемы".
Однако пока обнадёживает то, что США окончательно не отказываются от переговоров по Договору СНВ-3, хотя затягивают процесс и настаивают на присоединении к нему Китая.
Часть 2. Трамп.
Две недели до протестантского и католического Рождества, в Белом Доме стоят наряженные ели. Все в предвкушении чуда - и оно происходит. Президент США принимает С.В.Лаврова в Овальном кабинете. После встречи Дональд Трамп записал в своём твиттере:
"Только что была очень хорошая встреча с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и представителями России. Обсуждались многие вопросы, включая торговлю, Иран, Северную Корею, договор о РСМД, контроль над ядерными вооружениями и вмешательство в выборы. С нетерпением ждем продолжения нашего диалога в ближайшем будущем!"
Можно ли это считать признаком серьёзного улучшения отношений? Ведь два с половиной года ничего подобного не было. Конечно, нет. Скорее это сигнал, что Трамп на старте предвыборной компании ничего не боится - ни демократов, ни запущенной ими процедуры импичмента.
Пока работала комиссия Мюллера, он остерегался приглашать к себе российских дипломатов. Но реальная опасность миновала, а карикатурный "украинский" импичмент не пропустит Сенат - так что теперь уже можно.
Но если и будет результат от этой встречи, то лишь в развитии двусторонней торговли: товарооборот в 25 миллиардов долларов договорились увеличить, что в интересах обеих стран. Хотя даже сейчас США - седьмой торговый партнер России.
Кстати, С.В. Лавров опроверг обсуждение "вмешательства в выборы". Так что это Трамп для красного словца написал, на потребу внутренней политике.
Часть 3. Салливан.
Ну а что сулит нам назначение Заместителя Госсекретаря Джона Салливана послом в Москву?
С 3 октября 2019, с отставки Джона Хантсмана, в посольстве США в России нет посла. Понижение уровня дипломатического представительства - это всегда признак охлаждения отношений. А повышение, напротив, признак потепления. С этой точки зрения появление полноценного Чрезвычайного и полномочного посла - конечно, плюс.
То, что назначают не рядового дипломата, а Заместителя Госсекретаря (по нашему Замминистра МИД), также говорит о значимости отношений. У России послом в Вашингтоне, кстати, также бывший замминистра Анатолий Иванович Антонов.
Ну и третий плюс - Салливан за два с половиной года работы в Госдепе принимал участие в переговорах с российскими коллегами по вопросам безопасности и ограничения вооружений. Так что назначение дипломата с некоторым опытом может свидетельствовать о готовности США к переговорам по продлению СНВ-3.
Но все предыдущие высказывания новоиспеченного посла о России не дают повода для иллюзий о резкой смене курса.
Итог.
Несмотря на внешние подвижки, ничего принципиально нового и положительного в отношениях России и США в наступающем году не произойдёт, по крайне мере до выборов Президента США в ноябре 2020.
Но вышеназванные три события все же дают повод для весьма умеренного оптимизма. Пока есть дипломатические отношения, надо продолжать диалог. Твердо наставать на принципиальных вопросах, но искать дипломатические решения конфликтных ситуаций, особенно по вопросам ограничения вооружений.
В конце-концов, даже в разгар Холодной войны периоды обострения сменялись разрядкой напряженности.
Спасибо за Ваши лайки и подписки!)