Найти тему

Литература..

Новый выпуск Шульман вдохновил поговорить о литературе. А именно - о знакомстве с советской прозой.

С родителями-то было просто. Нельзя играть на поле времени с ребенком. Вы можете стоять над душой со своими уроками сколько угодно, но чем дальше - тем неспешнее будут выводиться буквы. Это вам на работу, вам писать отчет, вам готовиться к совещанию, а я могу на этом стуле до выпускного сидеть.

Не, угрожайте на здоровье, вообще любыми карами, включая всего Данте. Но я-то 8-й год с вами живу, чуть знаю, что вы, друзья, последовательны как влюбленная семиклассница.

Да-да-да, конечно, мы не пойдем в выходные на аттракционы, угу, вы только не нервничайте - давление поднимется. В следующий раз хотя бы притворитесь, что верите в реализацию угрозы - убедительнее прозвучит.

Потому, уже к середине сентября 1999 года, все разошлись при своем. я ничего не делаю, а родители делают вид, что этого не видят. Всякий раз почти искренне удивляясь и краснея на отчете перед учителем.

Но другое дело - в классе. Там надо любой ценой учиться лишь бы не учиться. У классной был пунктик на дисциплине вполне аракчеевского розлива. Если вы, гражданские, такие умные - чего ж строем не ходите?

На первое время тихому саботажу способствовали учебники. Пока она там чего-то себе бубнит - ты читаешь учебник-хрестоматию по литературе ровно до той секунды, пока не разбудят истеричным воплем:

- Брызгалов!

Ведь не придерешься: на столе ничего лишнего, ученик уткнулся в учебник. Что он аутично реагирует, с трудом выползая из слона Гавроша на божий свет - ну, это Брызгалов, какие вопросы?

Но интересные учебники быстро кончались. За первый месяц каждого класса, худо ли бедно, они целиком прочитывались.

Брать с собой популярную литературу - не вариант. Гарри Поттер издательства Росмэн - это цветастый кирпич, на грани ударно-дробящего оружия. Его со ста метров не перепутаешь.

На выручку пришла советская проза. Производственная, крестьянская, военная, семейная. Небольшие по формату книги, максимально невыразительные переплеты - преимущество, закрывающее все недостатки.

Фадеев (которого дома нашлось полное собрание сочинений), Астафьев, Полевой, Иванов, Каверин и со всеми остановками.

Спустя годы я, наверное, вспомню навскидку сюжеты детских рассказов Астафьева, Двух капитанов, да Повести о настоящем человеке. Все остальное расплывается отрывками о каком-то партизанском подполье. Но, во всяком случае, незаметно сачковать в классе советские прозаики помогали эффективно, что нельзя не поставить им в заслугу.