Здравствуйте, дорогие читатели!
В прошлый раз я обещала Вам в одной из следующих статей рассказать подробнее об оригинальных памятниках Некрополя XVIII в. Возвращаюсь к этой теме, чтобы сдержать своё слово. Если Вы на канале впервые – интересные факты и общую информацию о старинном кладбище Санкт-Петербурга можете прочитать здесь.
И каких только видов захоронений здесь нет! Плоские плиты, саркофаги, жертвенники и стелы, скульптуры, изображающие людей и животных…
Один из самых необыкновенных памятников можно увидеть на могиле А.А. Чичерина. Сын генерал-майора умер совсем юным, в 17 лет. Уникальное скульптурное надгробие изображает феникса – птицу
из мифологии, которая способна возрождаться из пепла. Сейчас
на кладбище можно увидеть лишь копию этой работы: оригинал хранится в помещении Благовещенской усыпальницы (это другое отделение музея, находится неподалёку).
Надпись на надгробии с одной из сторон: «Милый сын, возчувствуй
как чтится и здесь твоя любовь, твои доброты». С другого бока можно прочесть: «..феникс, чтоб ожить, во пламени сгорает /
И небожитель так живёт, скончался – оживает».
Кстати, первые эпитафии находили ещё в Древнем Египте, на саркофагах. Слово пришло к нам из Греции, дословно означает «над могилой»: так называли надгробные речи в честь покойника. В России первая эпитафия, написанная в стихах, появилась в 1675 году (захоронение
Е. Славинецкого). Подобные строки зачастую переписывались
и передавались из рук в руки.
Плоские горизонтальные надгробные плиты без крестов теперь смотрятся непривычно. Даже поначалу чувствуешь себя неуютно, боясь нечаянно наступить на расписной камень. Но из истории страны можно узнать интересный факт: в 1722 году Петр I выпустил указ, в котором говорилось, что все надгробные камни с этих пор должны располагать вровень
с землей (либо внутри церковных помещений). Причина данного предписания, вероятно, кроется в трудности прохождения больших траурных процессий по кладбищу. Ведь тогда на похороны известных людей, военачальников приходили не только родные умершего, но
и большие группы горожан и военных.
Недалеко от входа находится надгробие инженера, архитектора
и военного А.А. Бетанкура. Его прах был перенесён с лютеранского кладбища. Жан Бетанкур, его предок, был королём Канарских островов. Поэтому рядом красуется такая надпись, датированная 2003 годом:
Большой каменный саркофаг украшает могилу графа Н.А. Самойлова.
Его называли «русским Алкивиадом» (по имени древнегреческого оратора, известного с молодых лет своими кутежами). Граф входил
в окружение А.С. Пушкина и был первым мужем Ю. Самойловой, которую впоследствии так любил рисовать Карл Брюллов.
«Красавец, танцор и превосходный стрелок» – так охарактеризовали Самойлова его современники.
Красивое надгробие в виде склонившего голову ангела расположено
на могиле Елены Сергеевны Карнеевой (в девичестве – Лашкаревой), супруги сенатора и директора Горного кадетского корпуса. Автором работы стал очень известный тогда скульптор И.П. Мартос (многим знакомо другое его произведение, памятник Минину и Пожарскому
на Красной площади). Что любопытно, захоронение мастера тоже сейчас находится в Некрополе, перенесено туда в 30-е годы прошлого века.
Сложно пройти, не остановившись, мимо памятника Густаву Адольфу Магиру (хирургу и придворному доктору герцога Лейхтенбергского). Скульптура изображает человека, спокойно отдыхающего на каменной глыбе. Как и в случае с "фениксом", это полная копия работы, изготовлена
из бронзы и гранита.
Прекрасное место недалеко от церкви выбрано под захоронение надворного советника Н.А. Ольхина. Мраморное изваяние представляет собой аллегорическую фигуру Веры рядом с алтарём. На камне можно различить подпись итальянского скульптора А. Трискорни. А сбоку указано, что там же погребён отец советника: президент коммерц-коллегии, владелец медеплавильного завода и бумажных фабрик А.В. Ольхин (1771 –1815 гг.). Благодаря своей деятельности купцу в своё время удалось даже получить дворянство.
Есть у Некрополя XVIII в. и один минус: все захоронения, в том числе
и перевезённые с других кладбищ, расположены тесно и довольно беспорядочно. Рядом с обновлённым красивым памятником может оказаться разрушенная и неухоженная могила, поросшая мхом. Предполагаю, что план по реставрации затрагивает только наиболее известные из захоронений, которые могут заинтересовать посетителей.
По расположению и обстановке мне больше понравилось
на Литераторских мостках: там тише, спокойнее, меньше туристов.
Благодарю Вас за внимание к статье! Оставляйте отзывы и мнения
в комментариях. Добра Вам и мира!