После того, как Яковлев в 1939г. изобрел свой ББ (ближний бомбардировщик), Сталин оценил молодого авиаконструктора и стал посылать его в качестве авиационного эксперта в командировки за границу. После нескольких командировок Яковлев пришел к выводу, что финансовая сторона таких мероприятий организована неправильно, денег членам делегации выделяется мало, доверия в вопросах траты средств нет. Яковлеву было всего 34 года, он ни разу не был главой делегации, но он решил прямо поговорить обо всем со Сталиным.
В марте 1940 года такой случай представился. Перед очередной командировкой в Германию Яковлев был вызван в Кремль.
«[Сталин] стал говорить о задаче, возлагавшейся на комиссию. Она заключалась в том, чтобы в возможно короткий срок закупить в Германии авиационную технику, представлявшую для нас наибольший интерес. Требовалось сопоставить уровень наших самолетов и немецких, изучить технические новинки в области авиации вообще.
Внимательно выслушав Сталина, я в свою очередь поставил перед ним несколько вопросов.
Первый вопрос — о составе авиационной группы. Я считал, что поскольку мне придется отвечать за выполнение порученных группе заданий, то я имею право скорректировать состав ее участников, на что мне сразу же было дано согласие.
Второй вопрос был довольно щекотливым. Я сказал Сталину, что следовало бы создать для членов делегации приличные материальные условия. Некоторые товарищи стремятся экономить деньги на гостинице, на транспорте, на чаевых, чем иногда компрометируют себя в глазах иностранцев. А ведь по отдельным мелким штрихам нашего поведения за границей судят в целом о советских людях и о нашей стране.
— Зачем экономят?
— Да как же? Ведь каждый хочет привезти из-за границы своим домашним какие-нибудь гостинцы, сувениры, вот и экономит на копейках...
— Понятно, а сколько суточных получают наши командированные? — спросил Сталин.
— Пятнадцать марок в сутки.
— А сколько было бы нужно?
— Да, я думаю, марок двадцать было бы хорошо.
Тогда Сталин подошел к телефону, набрал номер Анастаса Ивановича Микояна и сказал ему, что, по имеющимся у него сведениям, суточных денег, выдаваемых нашим командированным за границу, недостаточно и, для того чтобы наши люди чувствовали себя свободней, надо увеличить суточные членам делегации Тевосяна до 25 марок. лены Советской делегации (Яковлев третий справа) с группой немецких специалистов, Германия, март 1940г.
Я поблагодарил и доложил третий вопрос:
— Существующая у нас система оформления заказов очень громоздка и бюрократична. Для того чтобы закупить что-нибудь, мы должны в Берлине дать заявку торгпредству. Торгпредство посылает письменный запрос в Москву, в Наркомвнешторг. Наркомвнешторг в свою очередь направляет заявку на заключение в Наркомат авиапромышленности и в ВВС, к людям, которые и в глаза не видели того, что мы, специалисты, на месте определили как целесообразное для закупки. Получается очень сложно, и, самое главное, совершенно неоправданно теряется много времени. Это противоречит основной цели поездки — скорее получить немецкую технику.
— Что же вы предлагаете?
— Я просил бы оказать нашей делегации больше доверия и разрешить закупать на месте под нашу ответственность то, что сочтем необходимым.
— Что же, пожалуй, разумно, — подумав, ответил Сталин.
— Разрешите также в случае каких-нибудь ведомственных заторов обратиться к вам лично.
— Не возражаю, пожалуйста.
— Кроме того, целесообразно было бы ассигновать какие-то свободные средства для оплаты непредусмотренного, но представляющего интерес оборудования и немедленного его приобретения через торгпредство.
— Сколько вы считаете необходимым выделить валюты для таких закупок? — спросил Сталин.
— Я думаю, тысяч сто — двести.
Сталин опять подошел к телефону и сказал Микояну:
— Выделите в распоряжение делегации миллион, а когда израсходуют, переведите еще миллион.
Затем, обратившись ко мне, Сталин сказал:
— В случае каких-либо затруднений в осуществлении вашей миссии обращайтесь прямо ко мне. Вот вам условный адрес: Москва, Иванову.
После этого он спросил:
— Какие еще есть вопросы?
Я поблагодарил за внимание и сказал, что больше ничего не нужно».
Вот так просто Яковлев решил со Сталиным эти, казалось бы, весьма неудобные вопросы. Сталин безотлагательно выделил дополнительные деньги, причем без всяких проверок, и больше, чем требовалось. Почему? Потому что доводы Яковлева были разумными. Потому что на полезные инициативы денег не жалелось. И потому что о людях Сталин заботился всегда.
Думаю, такой ситуации и не возникло бы, если бы кто-то раньше поднял этот вопрос. Видимо, Сталин за то и уважал молодого парня, 34-ех летнего авиаконструктора Яковлева, что тот не стеснялся открыто говорить с ним даже на такие неудобные темы.
Источник: Яковлев А. С. Цель жизни. — М.: Политиздат, 1973.
Читайте также: Маршал Голованов о том, как Сталин назначал зарплату подчиненным
В мемуарах оживает история. Если Вам понравился этот пост, прошу поддержать лайком и подпиской на канал. Впереди много интересного!