(1599-1642, с 1997) Один из старейших лондонских театров, построенный «Шекспиром для Шекспира». Участниками большой стройки были актеры и пайщики труппы «Слуги лорда-камергера», имевшие эксклюзивные права на пьесы Уильяма, и, собственно сам драматург.
Строительство «Глобуса» началось в 1599 году на южном берегу Темзы. Стройка началась, когда у семьи одного из совладельцев труппы «Слуги лорда-камергера» Ричарда Бёрбеджа закончилась аренда земли под первым лондонским общественным театром, который так и назывался — «Театр». Здание, которое в отличие от земли, было собственностью Бёрбеджа-старшего, разобрали и перевезли на новое место, где началось строительство «Глобуса». Исследователи считают, что театр строил известный лондонский плотник Питер Стрит. Данных о размерах первоначального здания не сохранилось, однако ученые за двести лет исследований сумели детально восстановить его план.
Это был открытый, обнесённый высокой стеной трехъярусный амфитеатр диаметром порядка 30 метров, рассчитанный на 3000 зрителей. На ренессансных изображениях здание показано круглым, однако обнаруженные в 1989 году фрагменты фундамента показали, что оно было двадцатигранным. Вместо партера в театре был открытый двор, куда за 1 пенни мог попасть любой желающий и посмотреть постановку стоя, зато в непосредственной близости от сцены. Она, в свою очередь, была выдвинута практически на середину этого двора, на полтора метра возвышаясь над ним. Кстати, особо привилегированные зрители могли смотреть постановку прямо с подмостков. Для знати и богачей были предусмотрены ложи и галереи по периметру театральных стен, которые, как и сцена, имели крышу.
Театр был оборудован в соответствии с требованиями времени: люки на сцене, люк в потолке, балкон для оркестра, закулисное пространство. Впрочем, для эпохи елизаветинской драмы, на которую приходится период расцвета творчества Шекспира, большего и не требовалось. На рубеже XVI-XVII веков английский ренессансный театр не подразумевал обилия декораций, зато сильно любил шествия и фехтовальные эпизоды, для которых в «Глобусе» существовала авансцена. Там же выступали жонглеры, акробаты и клоуны, пока актеры готовились к следующей сцене— в эту эпоху спектакли шли без антрактов. Кстати, часть этих выступлений вошла в тексты драм Шекспира после их литературной обработки. Внутренняя сцена, которая отделялась занавесом, использовалась либо для «интимных» сцен либо при необходимости быстро сменить место действия. Правда, порой актер обозначал, что действие перенеслось в иное место, сделав лишь несколько шагов по сцене.
По мнению современных историков литературы и драматургии, устройством сцены, открытой публике с трех сторон, объясняется структура пьес Шекспира. В целом в этот период театр был значительно ближе к выступлениям бродячих комедиантов Средневековья, нежели к парадным выходам в свет наших дней. Публика из бедных хрустела орехами и регулярно собачилась с богачами на сцене, вплоть до драк. Каждая пьеса заканчивалась выступлением комедианта с песней и энергичным танцем. Исследователи говорят, что даже сцена могильщиков в «Гамлете» была шутовской.
В июне 1613 года во время постановки «Генрих XVIII» из-за осечки бутафорской пушки в театре случился пожар и тот полностью сгорел. Годом позже на том же месте он открылся вновь и просуществовал 18 лет — до 1642 года, когда наряду с другими лондонскими театрами был закрыт пуританами и снесен еще через два года. Заново свои двери шекспировский «Глобус» открыл только через 350 лет — в 1997 году. Театр построил американский актер и режиссер Сэм Уонаммейкер, который в 1970 году основал фонд Шекспировского Глобуса и собирал средства на то, чтобы возвести театр максимально близко к его предыдущему местоположению (всего в 200 метрах), ровно в том виде, в котором он был построен в 1599 году. Примечательно, что реконструкция «Глобуса» стала первой постройкой с соломенной крышей, разрешенной к строительству в Лондоне после пожара 1666 года.
Автор: Ксения Божинская