Найти тему

Эстетика алкоголизма. Большая книга 2019

10 декабря стал известен победитель ежегодной премии «Большая книга». Им стала книга О. Лекманова, М. Свердлова, И. Симановского «Венедикт Ерофеев: посторонний». Насколько заслужено, судить не берусь, потому что из всего списка читала только три: «Брисбен» Водолазкина, «Дети мои» Яхиной и эту, причем она у меня «в процессе».

Мне кажется, я застала след в воздухе от хвоста ерофеевской эпохи. Тогда считалось, что всякий образованный и душевно тонкий человек не может не выпивать. Все поиски смысла жизни, ее целей, а также высшей справедливости тщательно вымачивались в крепком алкоголе. Это сейчас люди научились решать свои экзистенциальные проблемы через неудержимое потребление всего на свете или посредством оголтелого ЗОЖ, марафонов или даже многодневных гонок на выживание.

Для меня «Москва – Петушки» очень тяжелая и трагическая книга. Ни капли не смешная. Прочитала лет 15 назад и ни разу не захотела перечитать, но тут шайтан попутал. Знакомый подкинул аудио версию, где «Петушки» читает автор. Поставила в машине, доехала до первого светофора – «Как так? Вымя есть, а хереса нету?» – и выключила.
Не могу. Жалко. Когда Ерофеев сам читает, еще сильнее жалко. Насчет аллюзий и многослойности текста я где-то понимаю, где-то догадываюсь (пусть и не в полном объеме), но отрешиться от лирического героя и его судьбы все равно не могу.

На моей старой книжке "Москва - Петушки" именно такая картинка была на обложке
На моей старой книжке "Москва - Петушки" именно такая картинка была на обложке

Книга «Венедикт Ерофеев: посторонний» у меня в телефоне с осени, когда всех претендентов на премию выложили бесплатно в открытий доступ для работы читательского жюри. Читаю по чуть-чуть, пока даже до середины не дошла. Все то же ощущение вопросительной безысходности. Одной из задач книги авторы поставили отделение Венедикта Ерофеева от Венечки из его книги. Надеюсь, ближе к концу биографии им это удастся, но пока эти персонажи для меня «одно лицо» (только в профиль).

Венедикт Васильевич Ерофеев (1938-1990)
Венедикт Васильевич Ерофеев (1938-1990)

Венедикт Ерофеев был удивительно одаренным человеком. С феноменальной памятью, фантастическим чувством языка и прочими редкими дарами природы. И эта внутренняя тонкость, эта невозможность быть со всеми прочими – менее тонкими и талантливыми – в одном миру заставила его бросать учебы и работы, жить в бараках, пить портвейн и грузить цЕмент…

P.S. К книге «Венедикт Ерофеев: посторонний» вообще никаких претензий не имею, огромная и отлично сделанная работа. Все претензии к протерявшему свою жизнь Венечке, который все никак не хочет отделиться от автора...

Рецензия на "Брисбен" Евгения Водолазкина (4 место в "Большой книге") ЗДЕСЬ:
Рецензия на книгу "Дети мои" Гузели Яхиной (3 место)
ЗДЕСЬ: