Найти тему

5 млн. тонн некондиционной нефти. Транснефть. Соблюдение технологического регламента.

Оглавление

Специалисты Транснефти способны генерировать креативные идеи, профилируя один и тот же трубопровод под перекачку разных продуктов. Учитывая это, у аналитиков бюро groupmarketing.ru возникает гипотеза о том, насколько применение таких методик для извлечения дополнительной выгоды могло повлиять на загрязнение 5 млн. тонн нефти, которые у Транснефти случились весной 2019 года.

В апреле 2019 года белорусский концерн Белнефтехим сообщил об ухудшении качества нефти, которая поставляется из России. Нефть поступала, как говорили в концерне, с примесями хлорорганических соединений, концентрация которых во много раз превышала предельно допустимые нормы.

Позднее, после заявлений Белнефтехима, несколькими европейскими странами, была приостановлена поставка сырой нефти, которая доставлялась из России через трубопровод Дружба. Консолидированный объем недоброкачественной нефти, таким образом, по оценкам белорусских экспертов, составил около 5 млн. тонн.

После произошедшего апрельского загрязнения в Роснефть от покупателей стали поступать претензии по качеству продукта, который доставлялся по Дружбе. По информации Роснефти, покупатели зафиксировали, что в продукте значительно были превышены показатели по допустимому содержанию хлорорганических соединений.

Позднее, но уже осенью, стали появляться новые сообщения из средств массовой информации о том, что на участке Дружбы от Белоруссии до Польши, было обнаружено новое загрязнение аналогичными веществами.

Предыстория. Увеличение мощностей прокачки. Новые методы транспортировки.

-2

Когда-то компания Транснефть решила воспользоваться уникальным способом транспортировки нефтепродуктов. Уникальность заключается в том, что, излишне свободный трубопроводный канал, изначально предусмотренный под транспортировку нефти, они подумали применить под перегонку нефтепродуктов.

Выгода, по оценкам специалистов Транснефти, бесспорная. Во-первых, не полностью загруженные нефтепроводы будут перегонять больший объем нефтяных ресурсов, увеличивая, таким образом, загрузку транспортной системы. Во-вторых, из-за того, что рентабельность на нефтепродуктах выше, чем на поставках сырой нефти, поэтому более разумным является решение о том, чтобы частично трубу приспособить под прокачку топлива.

Площадкой для экспериментов, направленных на оптимизацию процессов перекачки, стал едва лишь действовавший нефтепровод Тюмень – Юргамыш. Вместо нефтепровода из него сделали нефтепродуктопровод. После чего он стал принимать топливо от Антипинского НПЗ. Апробация данного метода случилась в далеком 2013 году.

Как известно, по технологическим правилам транспортировки нефти и производных от нее нефтепродуктов, в случае смены перекачиваемого вещества, либо смены сорта нефтепродукта, трубу необходимо очищать от скапливающихся на внутренних стенках парафиновых отложений и высоковязких осадков с наличием минеральных загрязнений.

Для эффективной эксплуатации технологического оборудования, которое используется на транспортных магистралях, зачистке должны также подвергаться металлические резервуары временного и длительного хранения нефтепродуктов.

Нефтеперекачивающую станцию Тюмень, которая была расположена рядом с НПЗ, перепрофилировали под перекачку нефтепродуктов. Предварительно, как предусмотрено инструкциями, были промыты технологические трубопроводы и модернизированы магистральные насосы. Затем с Антипинского НПЗ в результате нехитрых манипуляций по нефтепроводу Транснефти потекло первое топливо, это произошло в 2015 году.

А не стали ли плохо промытые резервуары и трубопроводы, в этой связи, следствием загрязнения 5 млн. тонн нефти, о котором говорилось в самом начале? Удачно проведенный эксперимент один раз мог повлиять на то, чтобы данную технологию взяли на постоянное вооружение. Но при этом, возможно, специалисты Транснефти недолжным образом соблюдали технический регламент, который должен применяться к транспортировке.

Преимущества и недостатки трубопровода.

Себестоимость транспортировки по трубопроводу одной тонны нефтепродуктов на расстояние в 1 км., по оценкам экспертов, примерно в три раза дешевле себестоимости перевозки аналогичных нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Кроме того, трубопровод примерно в 2 раза дешевле перевозки по воде.

Но у трубопровода имеется ряд недостатков, одним из которых является то, что поток перекачиваемого продукта должен быть стабильным и максимально плотным, так как, если объем прогоняемых по трубопроводу продуктов небольшой, то себестоимость транспортировки тогда резко возрастает. Также недозагрузка трубы может в какой-то момент стать критической, когда ее эксплуатация станет попросту убыточной.

Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводу является весьма эффективным способом, поскольку данный метод является самым экономичным из числа тех, которые чаще всего применяются на практике. Ряд экспертов считает, что транспортировка по трубе имеет большие перспективы по причине своей низкой себестоимости. Но с такими оценками не согласны аналитики бюро groupmarketing.ru, по мнению которых железнодорожный транспорт даже в самой отдаленной перспективе не снизит свою долю на рынке ниже 50%.

Нельзя также сказать, что Транснефть, учитывая ее глобальные инвестиции в транспортировку, добилась сверх результатов, так как рост объемов за период 2013-2017 гг. составлял всего по 2% ежегодно. При этом в 2012 году планы Транснефти на 2020 год были воистину высокомерными.