Шесть лет назад Стас запустил свой первый бизнес. Молодой предприниматель загорелся идеей открыть первый в своем городе барбершоп.
Несмотря на минимальные вложения, стартап удался. Дела пошли круто. Проблемы с персоналом решил тем, что стал обучать знакомых, и трое из них выросли в реальных профи.
Барбершоп находился в центре города, в небольшом помещении на три рабочих кресла. Ребята не жаловались на проходимость и доходы. В счастливом загребании бабок прошел первый сытый год.
Внутри Стаса забурлили амбиции: надо искать помещение побольше! Просторней зал – это больше кресел, больше мастеров, больше выручка!
Уезжать из центра не хотелось. Да и прибыль позволяла немного шикануть. Тогда Стас и положил глаз на старинное здание неподалеку с табличкой «Сдается».
С хозяином ударили по рукам за 110 тысяч рублей в месяц.
Площадь этого участка было 150 квадратов – в 3 раза больше, чем у первого барбершопа. А цена была в 4,5 раза больше (за свою 50-метровую «каморку» Стас отдавал 25 тысяч в месяц).
Несмотря на явно несоразмерное повышение арендной платы, Стас подписал договор с арендными каникулами на 2 месяца, чтобы сделать ремонт.
Вот тут и начались заморочки. Стас взял у партнера 1 млн – на ремонт и первые месяцы аренды. Начал ремонтировать зал, ожидая, что сделает это в своем стиле: «из говна и палок». Но не тут-то было. В первый же день выяснилось, что здание старинное не только с виду. Внутри оно сохранило все прелести строений начала прошлого века: «дранку» на стенах и потолке, прогнивший пол, полуразрушенные стены.
Вспомнив все нелитературные выражения русского языка, Стас решил все демонтировать и делать капремонт.
Сначала растаял миллион партнера, потом его не хватило, и в итоге на доведение здания до ума ушло 1,7 млн рублей.
Вскоре они заехали в помещение с кучей недоделок, но надо было отбивать аренду, поэтому решили латать дыры по ходу пьесы.
Едва все начало налаживаться, из-за повышения аренды и технических неполадок взбунтовались и сбежали корифеи-мастера. Помучившись в раздумьях, Стас съехал в помещение поскромнее, чтобы не растерять остальной персонал. Новое место нашлось быстро – это был в том же доме, но аренда выходила всего в 44 000.
Пришлось опять вкладываться в ремонт, но сумма в 300 000 на отделку показалась Стасу уже цветочками. Несмотря на переезд в меньшее помещение, количество кресел удалось сохранить, поэтому в деньгах никто не потерял.
Выводы Стаса:
1. Перед переездом в другое помещение нужно точно все просчитывать. При этом не надо впадать в экстаз просто из-за того, что там высокие потолки или стены редкого абрикосово-пурпурного оттенка.
2. Повышать арендные расходы нужно постепенно, иначе у вашего бизнеса может случиться инфаркт от таких скоростей.
3. Надо прислушиваться к персоналу и понимать, что у сотрудников свои интересы и потребности. Собственник может затянуть пояс ради будущих побед, а вот наемные работники вряд ли разделят энтузиазм.
PS: однажды я с офиса в 20 квадратов переехал в новый офис после строителей (бетонный пол и стены) в 50 квадратов. Мой партнер владел тогда фирмой по строительству и ремонту, поэтому на ремонт мы тысяч 300-400 потратили всего. Но вот тогда с ценой за аренду мы прогадали и съехали с офиса через годик, так как просто не вывезли аренду. Поэтому, соглашусь со Стасом: повышать плату за аренду нужно постепенно, а не "эх, а давайте"!
Понравилась история?
Если да, то подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые жизненные истории.
Так же поддержите автора лайком, Вам ничего не стоит, а ему будет приятно и мотивирует его, на создание лучшего контента!