Найти в Дзене
Цитадель

Одежда проституток в средние века (краткий обзор)

Оглавление

Идея о том, что у проституток должна быть какая-то особая одежда, отличающая их от прочих, совершенно не нова и появилась, вероятно, вместе с этой профессией. Собственно, средневековое общество унаследовало её от законов древних обществ Греции и Рима: там было принято оставлять проституткам одежду яркую и пёструю.

Для чего это делалось? Во-первых, для максимально наглядного разделения общества на сословия (а это в Средневековье очень любили) и для маргинализации проституток. Во-вторых, для того, чтобы обезопасить "честных женщин" от посягательств мужчин: во избежание недоразумений женщина своим видом должна была говорить, кто она такая.

Если же выделять конкретные детали костюма, то здесь довольно мало общих черт, и очень много региональных особенностей. Общим будет главный принцип: одежда проститутки должна иметь привлекающую внимание деталь (или в целом быть яркой и выделяющейся) и, чаще всего, она была довольно дорогой или специально имела дорогой вид.

Яркая деталь могла отличаться от города к городу, не говоря уже про регионы. Вот несколько примеров.

Немецкие земли

Аугсбург – покрывало с зелёной полосой, шириной в два пальца;

Берн и Цюрих – красная шапочка;

Вена – желтый шарф на плече, шириной в ладонь, длиною в один шаг;

Лейпциг – жёлтый кусок материи;

Франкфурт – жёлтый убор (при этом запрещено носить золотые цепи, бархат, атлас и дамаск.

Франция

Авиньон – чёрный бант при светлом платье и белый бант при тёмном платье на левой руке;

Ним – рукава другого цвета, чем платье; Безансон – красный бант на рукаве.

Италия

Фаэнца – жёлтая вуаль, корзинка на правой руке;

Болонья – головной убор с бубенчиками.

-2

Отдельно хотелось бы рассказать про законы, царившие в Англии. В Лондоне, например, отличительной чертой стал капюшон из полосатой шерстяной ткани. Его можно было утеплить, но есть любопытная деталь. В средине XIV века лондонским проституткам разрешалось использовать только недорогие виды меха и только зимой, причём до дня Илария Пиктавийского, до 13 января. Затем, несмотря на погоду, от меха следовало отказаться.

Занятно, что порой законодатели шли ещё дальше и регламентировали даже одежду посетителей. Например, в том же Лондоне XIV века проституткам было запрещено принимать посетителей в гоуне (gown). Как отмечает исследователь, речь идёт, скорее всего, о священниках и о членах монашеских орденов: проституткам было запрещено иметь с ними дело, чтобы они не нарушали обет безбрачия.

Наконец, иногда проститутки надевали мужской костюм, чтобы привлечь к себе внимание и разжечь интерес. В некоторых случаях, нужно полагать, это намекало на возможности для гомосексуальных мужчин. В отличие от описанной выше одежды, ношение этой не было установлено законодательством, а напротив, жестоко каралось.

Так или иначе, маргинальная сфера, в которой существовали проститутки, давала им пространство для экспериментов, в том числе, и с одеждой, часть из которых потом могла приглянуться модницам и использоваться в костюмах светских дам, несмотря на любые запреты и осуждения церкви.

Источники:

Иоганн Кох, "История проституции»

Lauren Marie Martiere, 'Ill-Liver of Her Body:' A Legal Examination of Prostitution in Late Medieval Greater London

Shannon McSheffrey, The Cross-dressing Women of Medieval London

Erik Spindler, Were Medieval Prostitutes Marginals? Evidence from Sluis, 1387-1440

Minjie Su, ‘I wanted to make them a little book’: The knight and the book for his daughters