Источник: cyberpunkworld.net
Каким будет мир после киберпанка? Наупанк, либерпанк, посткиберпанк
Сейчас мы находимся очень близко к реальности киберпанка. Где-то она уже даже наступила, но где-то еще не возникла, в основном же — закладываются основы мира киберпанка. О нем самом мы говорим достаточно много. Но что же будет после него или даже вместо него (иногда понятие «киберпанк» я использую как синоним «развитого информационного общества»)?
Вопрос возник после того как киберпанк перестал быть фантастикой в значительной мере. А так как фантасты тоже не сидят без дела, а желают заглянуть в наше будущее, то и появилась целая группа поджанров киберпанка как жанра фантастической литературы. Наупанк, либерпанк, посткиберпанк, утильпанк, биопанк, нанопанк.
На самом деле, строгая классификация не всегда возможна да и не нужна, но помогает немного лучше разобраться в ситуации. Тем более, если эти понятия уже используются, хотя бы быть в курсе, о чем речь. Но жанры, поджанры (и даже под-поджанры, которые мы не будем здесь описывать), правила и рамки — не совсем то, о чем думают настоящие писатели, когда пишут. Многих из них, как понимаю, еще и раздражает сама идея разложить все по полочкам!
А главная тема данной статьи — будущее, которое нас ждет и которое уже давно увидели фантасты (в конце концов, мы говорим просто о классной фантастической литературе, к какому бы жанру она не относилась).
Наупанк: киберпанк сегодняшнего дня
В первую очередь стоит сказать о термине «наупанк». Он обозначает дословно «киберпанк сегодня». То есть подразумевается атмосфера киберпанка, но с поправкой на текущее время с соответствующими технологиями и обстановкой.
Наупанк вошел в оборот после романа Брюса Стерлинга «Зенитный угол» (2004, «The Zenith Angle»), который связан с событиями 11 сентября 2001 года, являющихся знаковыми. Они отделяют XX век от XXI века и наступления того самого информационного общества.
Это уже не совсем фантастика, так как обычно она описывает будущее. И даже если речь там будет идти о каких-то «технологических чудесах по соседству» с нами, то для кого-то они уже таковыми и не являются. В наупанке часто слабо выражена кибер-составляющая. Она соответствует современному уровню IT-технологий, которые по сюжету часто не являются главной темой. Некоторые даже сравнивают такие произведения с обычной беллетристикой, в смысле легкого чтения для масс.
«Трилогия Бигенда» Уильяма Гибсона — классический пример стиля «наупанк». Время действия романов трилогии почти совпадает с нашим. Киберпанка в них не очень-то и много. Отдельные читатели называют их даже «женскими романами», видимо, из-за того что главные герои там женщины.
(На самом деле, события книг уже слегка ушли в прошлое. Вот как быстро бежит время! Возможно, скоро надо будет придумывать опять новые поджанры.)
Наупанк непосредственно связан с вопросом «Когда наступит реальность киберпанка?»
Либерпанк: «мягкий вариант» киберпанка
Главная идея либерпанка в протесте по отношению к гипертрофированному западному образу жизни, который многих уже мог вполне «задолбать», в том числе, на самом Западе.
По некоторым данным термин имеет российское происхождение. По крайней мере, Википедия указывает на это, а также приводит в качестве примера именно российских писателей (Вячеслав Рыбаков, Кирилл Бенедиктов, Олег Кулагин).
Также назовем еще одно имя как «антипример жанра» — Фрэнсис Фукуяма, американский политолог. Его книга «Конец истории и последний человек» (1992) наделала много шума, став бестселлером в США. Произошло это на фоне падения СССР и было, своего рода, идейным обоснованием победы западной идеологии. Если кратко — это пропаганда либерализма, в американском понимании, с одной стороны. А с другой — попытка объяснить другие социально-политические явления современности, с точки зрения проправительственной идеологии Америки.
Либерпанк связан с антиглобализмом — движением против доминирования ТНК и связанных с ними правительственных организаций (ВТО, например). Не погружаясь в анализ различных «измов» и политики вообще, скажем только, движение это достаточно разнородное, оно собрало всех, кого не устраивает современный миропорядок.
Данный поджанр, как мне кажется, близок к наупанку. Хотя время либерпанка простирается дальше настоящего и граничит с ним. А общее с наупанком в нем в продолжение текущих тенденций, без относительно резких поворотов истории, про которые мы поговорим в статье-продолжении.
Посткиберпанк: все будет хорошо
Сюда же в чем-то близок и посткиберпанк — вероятное «светлое будущее» после эпохи киберпанка. Посткиберпанк может и вообще отрицать наступление «темных времен» киберпанка. Посткиберпанк критикует проблемы, но часто это сатира. Где-то даже высмеиваются страхи, порожденные классической киберпанковской философией.
В целом, это менее драматичный вариант истории. Если любые технологии будут внедряться с умом, в интересах и всего человечества, и природы. Здесь ставка делается на так называемые «чистые технологии». Сюда же относятся альтернативные способы получения энергии, энергосбережение, ресурсосбережение. Короче, речь идет о любых концепциях гармоничного развития общества.
В итоге происходит некоторый отход от информационного общества. Мы возвращаемся из онлайн-среды в реальную жизнь, где чистый воздух, малая заселенность, эффективное энергопотребление, достойный уровень жизни для большинства. Но для этого кроме технологических внедрений и «честной политики» (что звучит тоже парадоксально), видимо, самим людям необходимо пересмотреть жизненные приоритеты, вырвавшись из стандартов общества потребления?
Примером посткиберпанка может быть роман Уильяма Гибсона «Периферийные устройства» (2014). Правда, как «отец киберпанка», Гибсон не отменяет мрачные десятилетия киберпанка. Таким образом, события книги происходят в более отдаленном будущем. Многие проблемы там уже решены. (Кстати, уменьшение населения планеты произошло как раз в результате драматических событий до этого.)
В целом роман можно назвать просто хорошей фантастикой, не привязываясь к жанру киберпанка или его поджанрам.
Чтобы не ограничиваться одним Гибсоном, приведем другие примеры стиля посткиберпанк.
- Японский аниме-сериал «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (2002).
- Роман «Уродина» (2005) американо-австралийского писателя-фантаста Скотта Вестерфельда (первый из фантастического цикла «Мятежная», 2005 — 2007).
Сюжет последнего примера связан с борьбой за свою индивидуальность в мире идеальной искусственной красоты (где решены, кстати, многие проблемы вроде загрязнения среды).
Промежуточный итог
Рассмотренные разновидности киберпанка — наупанк, либерпанк, посткиберпанк — достаточно «мягкие версии» сценариев ближайшего будущего.
Они или развивают существующие тенденции (наупанк, либерпанк), или фокусируются на отдельных проблемах «позднего информационного общества» (посткиберпанк). Эти поджанры связаны с киберпанком, потому что возникли из него и являются его началом, продолжением или даже альтернативой.
Во второй части статьи мы поговорим о более крутых поворотах истории.
Ресурс: Cyberpunk World
Автор: Григорий Шарапа