Ранее мы описывали, как обустроить домашний книжный уголок для ребенка. Теперь на очереди детская книжная библиотека.
Почему нужно создавать отдельную библиотеку для детей?
Детских книг в доме накопилось уже достаточно, со многими из них расстаться не захотите ни вы, ни ваш малыш. И конечно, нужно придумать им достойное место, которое можно со временем расширять. Вот для чего и создается наша библиотека.
C какого возраста у ребенка может быть своя библиотека?
Начиная с четырех лет — оптимальный возраст. Для этого потихоньку совмещайте книжный уголок с будущей детской домашней библиотекой.
Какие варианты оформления выбрать?
Вариантов море. Это может быть и стеллаж с ящиками, и шкафчик, и отдельная полка в родительской библиотеке. Но может быть и нестандартный вариант — например, сундук или лавка. В отличие от книжного уголка, это закрытое место. Книги все-таки собирают пыль.
Задача библиотеки — организованное хранение книг. Не отступая от нее, добавим, что библиотека ребенка должна быть максимально ему понятна, поэтому хорошо, если он сам ее и организует.
Нужно ли разделять книги детской библиотеки?
Да, вы можете сделать это вместе с ребенком. Разделить накопившиеся книжки по тематике и авторам очень занимательно. Какие-то книги отправятся на полку, где будут только сказки и фэнтези. Какие-то — на полку к разделу нон-фикшен (все то, что не относится к художественной литературе).
Занимательное занятие
— А давай для твоих книжек изготовим картинки-помощники, да еще с буквами. Так ты найдешь любую книжку!
На самом деле вы будете готовить разделители с картинками и буквами, но если скажете «разделитель», вряд ли ребенок поймет, зачем это нужно и ему не будет интересно.
Перед тем как делать разделители можете посетить ближайшую библиотеку, там же столько идей! Все детские библиотеки сейчас стараются быть отличным местом досуга и образцом оформления детского пространства.
Только мы не советуем портить книжки кармашками, пометками и печатями — это необходимость общественных библиотек.
В своей библиотеке ребенок соберет художественные книги, с которыми он уже знаком, которые читает сейчас и сможет очень скоро прочесть. Другие же книги на вырост лучше пока убрать во взрослую библиотеку. Каждый из трех наборов нужно как-то обозначить. Предлагаем использовать закладки-символы: прочитал, читаю, хочу прочесть.
Безопасность — самое главное
Так как библиотека — место для самостоятельной детской деятельности, позаботьтесь о том, чтобы все книги были доступны, безопасны и по возрасту. Не складируйте в библиотеке все детские книги, которые найдете в доме, а пополняйте библиотеку поступательно, чтобы ребенок ощущал логику организации и рос вместе со своей библиотекой.
Обновлять и пополнять библиотеку, как и наводить в ней порядок, дети могут самостоятельно. Но и это можно превратить в увлекательное семейное занятие, веселый досуг-квест, сюжетно-ролевую игру, творческую и научную мастерскую.
А попутно происходит самое прекрасное — дети начинают любить чтение, учатся грамотно осваивать мир литературы и добывать знания из книг.