Заключительная часть. Начало статьи здесь: часть 1 ... часть 2 ... часть 3
Успех
Вот, что говорит об успехе участник оригинального состава старой культовой группы «New York Dolls» Дэвид Йохансен:
«Если ты художник и музыкант, твое искусство должно, прежде всего, удовлетворять тебя самого, а не рынок. Для меня успех – это способность чувствовать внутреннее удовлетворение и при этом быть источником вдохновения для других».
Творчество – это то, что человек хочет и способен дать людям (но в первую очередь – самому себе!) Вдохновенный поток, который фонтанирует изнутри. Но люди могут ожидать от творца совсем другого. Совпадение этих ожиданий и того, как творец выражает себя в искусстве, оставаясь свободным, и есть успех. Также и в обычной жизни – мы не только проявляем себя по собственному усмотрению, но и вынуждены вписываться в окружающую среду, в общество, не слишком сильно противопоставлять себя и, при необходимости, идти на компромиссы. То есть уравновешивать «Я» и «Мы». Нас постоянно как бы преследует противоречие между разумом и сердцем - то есть несоответствие между тем, что мы желаем получить (или сделать), и тем, как надо поступать в соответствии с этикой, правилами, нормами и законами. Такой же выбор порой стоит и перед творцом: в первую очередь проявлять самобытное творческое «я» или стараться быть угодным большинству (при условии, что изначально большинство не принимает творца таким, каков он есть).
Существуют, правда, прирожденные «революционеры», возмутители спокойствия, разрушители системы, которым просто наплевать на мнение каждого в отдельности и общество в целом. Такие люди убеждены, что они пришли сюда, чтобы сломать этот чертовски дрянной мир и построить новый, свой. А этого никогда не сделаешь, если будешь все время действовать с оглядкой на чье-то мнение в свой адрес…
Творчество или работа?
В погоне за славой надо готовиться, в том числе, и к тому, что когда она вспыхнет, музыкант , как личность, будет в гораздо меньшей степени принадлежать самому себе. Безжалостная машина шоу-бизнеса возьмет его в оборот, сделав винтиком, деталькой, лишив возможности свободного творчества и просто физической свободы, постоянно указывая — ЧТО делать и КОГДА делать. Когда, следуя контракту, надо писать новый альбом, когда ехать в тур в поддержку диска, когда давать интервью в прессе или на телевидении и прочее. И музыкант вынужден с большинством условий соглашаться. Иначе будет лишен славы и предан забвению теми, кто управляет этой самой машиной — менеджерами, коммерческими и концертными директорами, продюсерами, спонсорами (ради справедливости следует заметить, что вышеперечисленные должности занимают люди с самой различной степенью человечности и мерой алчности, так что…). Я описал прямо-таки апокалиптическую картину, не правда ли? Называется «апокалипсис духа».
Сказанное мной относится, естественно, лишь к КОММЕРЧЕСКОЙ музыке, или к коммерческой составляющей в деятельности музыкантов, ведь те подчиняются пресловутой конъюнктуре рынка, которая, в свою очередь, определяется навязываемой свыше, ИСКУССТВЕННО создаваемой МОДОЙ.
Следует заметить, что ТВОРЧЕСТВО для музыканта, вставшего на путь популярности, СТАНОВИТСЯ РАБОТОЙ. А работа - это уже совсем иное состояние души. Тут начинают действовать иные правила игры, где последнее слово - за работодателем. И если ты не талантлив и одновременно не способен жестко отстаивать свои интересы, это слово будет стандартным в таких случаях: «Не устраивает — скатертью дорожка. Незаменимых людей нет». Вот, что вспоминает на эту тему создатель группы «Sir Lord Baltimore» Джон Гарнер:
«Майк Эппел (продюсер группы) пригласил меня к себе в кабинет и сказал: «Ты всегда задаешь вопросы, ты хочешь делать то и это». Я ответил: «Да, а что в этом плохого?» И тогда он меня уволил. Ему были нужны марионетки».
Нелепо и обидно, но Гарнера уволили из его же собственной группы.
В интервью 2012 года гитарист «Bon Jovi» Ричи Самбора на вопрос «Тебе сейчас 53. Что тебя стимулирует создавать музыку?» ответил:
«Радость, которую я от этого получаю. И всегда получал. Каким-то образом мне удалось сохранить это ощущение. Я думаю, это потому, что я всегда умел отделять творчество от шоу-бизнеса и славы. Шоу-бизнес – это работа. А музыка – песни и выступления на сцене – это моя страсть. И в этом суть моего нового альбома (речь идет о его автобиографичном альбоме «Aftermath Of The Lowdown»). Я ни от кого не зависел, я мог свободно творить, и это меня радовало и придавало сил. Я мог быть самим собой и ни о чем не беспокоиться. Мне не надо было думать о коммерческой стороне этого проекта. Я просто делал со своей музыкой все, что хотел. Я рассказал свою историю и надеюсь, что люди ее поймут».
Мне лично признавалась одна знакомая писательница, что заказная работа ее очень тяготит, хотя, прежде всего эта работа позволяет ей публиковаться, создает репутацию и уважение в определенном кругу, а также приносит некоторый доход. Но эта работа настолько тяжела и рутинна, что уже не приносит радости. И человек очень скучает по свободному творчеству - ты пишешь, когда тебе вздумается, и что хочешь, не надо ни под кого подстраиваться, ничто тебя не сковывает и ни к чему не обязывает, ты полностью выражаешь себя.
Те же сомнения, те же комплексы…
Известных артистов часто считают не такими людьми, как все, а особенными. Мол, им неведомо что-то мелочное, житейское, будничное. Это - заблуждение. Они также могут, скажем, сходить с ума из-за ерунды. Не имеет значения уровень славы, все зависит от человека, от его характера, склада ума и психики. Например, невероятно известный и популярный Оззи Осборн – человек очень мнительный и подверженный постоянным угрызениям совести. Вот, что он рассказал о себе в интервью на церемонии вручения награды «Awards 2008» журнала «Classic Rock»:
«Я постоянно нахожусь в поисках радуги, которую не могу найти. Например, мы присутствуем на торжественной церемонии или некоем подобном мероприятии, и рано или поздно где-нибудь в углу я замечаю человека с таким выражением лица, что мне сразу приходит в голову мысль: «Он меня ненавидит». И тогда я проведу весь вечер, пытаясь понравиться этому парню… Это сродни выступлению на широкой публике. Если я во время концерта стараюсь сделать яркое, запоминающееся шоу и вижу хоть одного человека, наблюдающего за происходящим со скучающей физиономией, то выложусь без остатка лично ради него... Бывает так, что порой я ставлю сам себя в дурацкое положение. Представьте: я выхожу на сцену и выкладываюсь по полной программе. Зал забит до отказа. И вдруг у левого края сцены замечаю небольшую группу зрителей, которые никак не реагируют на происходящее, а просто стоят, сложив руки на груди и позевывая от скуки. Мать твою, говорю я себе, я просто обязан их расшевелить. Я начинаю петь, глядя в их сторону, выдаю потрясающие рулады, выпендриваюсь изо всех сил – так что пот льет с меня градом, а связки гляди того порвутся. Ноль внимания, фунт презрения. В конце концов, мне это надоедает, я подзываю своего ассистента и говорю: «Убери этих парней из зала, иначе я сейчас сдохну». А он спокойно мне отвечает: «Не волнуйся, они – глухие».
Шэрон, жена Оззи, часто говорит ему: «Я тебя не понимаю. Над головой – чистое голубое небо, а ты никак не можешь угомониться, пока не найдешь эту чертову «черную тучку».
Готов ли ты к такой жизни?
Жаждущие славы должны здраво оценить положение, учитывая все факторы. Спокойно сесть, всё взвесить и решить, стоит или нет. Заглянуть глубоко, в самое сердце, и откровенно ответить на вопросы: действительно ли ты желаешь популярности и той жизни, что она приносит? Готов ли ты к такой, новой жизни? К сожалению, мало, кто способен на здравомыслие в подобной ситуации. Конечно, все мы живые люди, и нередко нас упорно тащит вперед слепое желание быть во что бы-то ни стало оцененными по заслугам (как нам кажется). Ожидание похвалы, которое сидит в нас с детства (спасибо родителям!): сделал, как положено, – «Хороший мальчик. Возьми конфетку».
Если дано свыше — будет популярность, не дано — не будет. Тем паче, что популярность также молниеносно может исчезнуть, как и появилась. Даже в обычной жизни: то все окружающие разом проявляют к нам интерес и внимание, то вдруг напрочь забывают о нашем существовании. Многие музыканты (или, например, актеры) признавались в одном и том же: «Сначала тебе все звонят каждый день, а потом не звонят вовсе». И такие перепады – обычное явление. Если человек проявляет стойкость и силу духа, то падения, «провалы», несомненно, идут только на пользу. Но творчеством, искусством надо продолжать заниматься несмотря ни на что (конечно, если человек сам считает, что у него всё получается), совершенствоваться, расти, стремиться! Даже если вначале не получается, со временем получится обязательно! Нас, понятное дело, подстерегают ошибки, просчеты. Но на то мы и люди, чтобы учиться на ошибках. Хочешь сделать хорошо? - сделай сам! Наслаждайтесь процессом и результатами своего творчества, независимо от степени успеха! Этого я искренне желаю всем людям, увлеченным искусством!
Пока рождаются песни…
Хочу закончить словами, сказанными в 2012 году 70-летним Роджером Чепманом – вокалистом очень успешной в конце 60-х-начале 70-х годов прогрессивной рок-группы «Family» (она распалась в 1973 году):
«Я часто повторяю, что скоро уйду на пенсию. И говорю это вполне серьезно. Но пока я просыпаюсь в четыре часа утра от того, что в моей голове родилась новая мелодия, думаю, я буду продолжать играть».
Подписывайтесь на канал. Читайте.