Начиная читать Яндекс.Книгу я рассчитывал узнать об истории развития крупнейшей российской ИТ-компании. Но оказалось, что книга посвящена становлению всей ИТ-отрасли России с конца 1980-х годов и до наших дней. Яндекс выбран лишь как некая точка, с которой автор смотрит на историю зарождения индустрии информационных технологий в России. Такой подход вполне объясним: Яндекс участвовал и продолжает участвовать во всём, что связано с российским ИТ.
Пересказывать книгу бессмысленно. Поэтому в этом посте я лишь расскажу о тех моментах, которые заинтересовали или удивили меня при прочтении.
Как всё начиналось
Яндекс.Книга рассказывает читателю, что ИТ-индустрию в России в основном создавали сотрудники научно-исследовательских институтов. К концу 1980-х наука — последнее, что интересовало страну, находившуюся на грани распада. Молодые и активные научные работники искали сферу применения своих талантов. Одной из таких сфер стал нарождающийся частный бизнес.
Основатель Яндекса Аркадий Волож начал с торговли компьютерами и стал официальным дистрюбьютором крупнейших мировых компаний. До конца 90-х торговля компьютерами была для Воложа основным источником дохода. Деньги от продажи компьютеров позволили развивать и небольшую компанию, разрабатывающую электронные словари и системы поиска. Это и был Яндекс.
Долгое время Яндекс был чем-то вроде хобби, занятием «для души» для нескольких десятков увлечённых инженеров. Особых доходов продажа электронных словарей и поисковых программ не приносила. Но работающие в Яндексе люди чувствовали, что будущее за Интернетом: к началу 2000-х это стало очевидным и для всех остальных. Яндекс оказался готов к взрывному росту Интернета. И ему было что предложить пользователям.
Интересный факт: среди основателей Яндекса — ни одного профессионального программиста. Впрочем, иначе и быть не могло — до начала 90-х годов такая специальность не имела широкого распространения. Яндекс основали физик, геофизик и инженеры-математики.
Яндекс.Люди
В книге выделены подразделы под названием «Яндекс.Люди». Это интервью с людьми, которые стояли у истоков Яндекса, российской или даже мировой ИТ-индустрии.
Александр Галицкий, основатель компании Almaz Capital Partners, рассказал о том, что технологию WI-FI придумали в России. Это сделала в 1991 году его небольшая ИТ-компания по заказу Sun Microsystems. Но вышло так, что разработанная технология опередила свое время. В 1991 году никто не понимал, зачем передавать информацию со скоростью 2-4 мегабайта в секунду. Например, в ответ на демонстрацию новой технологии компания Ericsson сказала: «Нам достаточно 19,2 килобита в секунду».
Леонид Богуславский, председатель совета директоров компании ru-Net размышлял о том, какие люди двигают ИТ-индустрию. Он даже построил на этом небольшую теорию, согласно которой у человека есть несколько уникальных возможностей в течение жизни. И люди делятся на три категории. Люди из первой категории эти возможности не замечают, просто не видят. Другие — возможности видят, но не готовы что-то менять в своей жизни. Это «люди-трамваи». Вдалеке светит что-то заманчивое и интересное, но на рельсах спокойно и надёжно, поэтому едем дальше. Третья категория видит возможности и всегда готова к переменам. Эти люди и меняют мир.
В рассказе о Кремниевой долине отметился Алексей Зинин, бывший технический директор сингапурского отделения Cisco Systems, а ныне руководитель стартапа в Калифорнии. Кстати, Алексей — выпускник Казанского авиационного института. За годы работы Алексей пришёл к выводу: сколько бы ты ни вкалывал, нельзя жертововать двумя вещами: семьёй и спортом. Если не уделять время семье, то можно стать человеком успешным, но несчастным. А если не заниматься спортом, то неоткуда будет черпать силы и здоровье.
Мистическое совпадение
Основатели Яндекса Аркадий Волож и Илья Сегалович в конце 1970-х учились в физмат-школе в Казахстане. После её окончания оба уехали в Москву, поступать в университет. Класс был дружный и очень любил свою классную руководительницу Клару Михайловну. Даже уехав в Москву Аркадий и Илья находили время, чтобы написать ей письмо. В одном из писем они писали, что познакомились с новыми ребятами, но их родной класс всё равно лучше в 10 в 100 степени раз.
Мистическое совпадение заключается в том, что для обозначения числа 10 в 100 степени в английском языке используется термин googol. В честь этого термина назван Google — крупнейший поисковик мира. Но встреча основателей двух поисковиков состоится лишь спустя 22 года после написания этого письма — в 2003 году 🙂
Путь развития
В «Яндекс.Книге» много размышлений о будущем. Видно, что героям интересно рассуждать на эту тему. Видимо, все крупные айтишники немного футурологи.
По мнению Дмитрия Иванова, руководителя сервиса Яндекс.Дзен, главный ресурс развития бизнеса — несовершенство окружающего мира. Из несовершенства рождаются идеи новых продуктов и услуг, которые призваны сделать жизнь человека лучше.
Член совета директоров Яндекса Эстер Дайсон отметил, что хорошая экономика и новые технологии развиваются там, где есть критическая масса оптимистов. Технологии — инструмент преобразования хорошей жизни в лучшую. Невозможно создавать технологии, если не веришь в лучшую жизнь. Главный ресурс планеты — творческий потенциал человека. И только оптимизм может его раскрыть.
С ним согласен и основатель Яндекса Аркадий Волож. Аркадий любит говорить, что идеи зарождаются не в головах. Они зарождаются между головами. Творческим людям важно видеть приятные лица, встречаться в коридорах, разговаривать — тогда возникает искра, из которой появится что-то новое.
Творчество и оптимизм — это то, что меняло мир во все времена. Что же мешает на пути к развитию экономики и новых технологий?
Главное препятствие
Автор книги Дмитрий Соколов-Митрич в заключении отметил:
«Такое ощущение, что пессимизм — это часть нашей культурной самодентификации — как ислам для арабов, чувство вины для немцев или миф о равных возможностях для американцев. Пока я писал эту книгу, я постоянно делился с окружающими своими маленькими открытиями: что у Яндекса 62% поискового рынка в России, что у нас до сих пор конкурентноспособное техническое образование, что мы можем занять лидирующие позиции в нарождающейся индустрии обработки данных — меня все слушали и почти все не верили. Отказывались верить.»
С ним согласен Сергей Белоусов, основатель компании Acronis:
«Русские очень критичны сами к себе. Чтобы развивать технологии, надо иметь оптимизм, а не говорить, что русские не умеют того или этого. Придите на любое собрание в России — вместо того, чтобы говорить о планах и достижениях, мы говорим о проблемах и о том, почему у нас ничего не получится. Хотя по факту в России за последние 15 лет создано больше технологических компаний, чем в Германии».
Заключение
«Яндекс.Книга» — хорошее чтение для всех, кто интересуется историей ИТ-индустрии или размышляет о том, как технологии изменят нашу жизнь в будущем. Книга разбита на сотни небольших блоков, поэтому читать её легко и быстро. Из недостатков отмечу разве что полное отсутствие иллюстраций. Рассчитана книга на широкий круг читателей и не отпугивает непонятными терминами и техническими деталями. Поэтому, рекомендую 🙂