Найти тему

Авиамоделизм для юных. Схематическая, летающая модель самолета.

Материал взят из старых советских журналов. Идеи - из головы.

Прежде чем продолжить, хочу обратить внимание, на то что я начал писать статью о современных материалах, которые можно использовать при изготовлении моделей. Именно «начал», потому, что не считаю ее дописанной, и надеюсь что она будет дополняться, как советами читателей, так может и сам что-нибудь еще найду. Статья находится тут.

И так, приступим.

Схематические модели самолетов состоят из всех основных частей, которые имеют настоящие самолеты и их фюзеляжные модели. Такие модели просты, для их постройки нужно мало материалов, немного времени и несложный инструмент. Они легкодоступны к изготовлению дома.

Схематическая модель, которую мы рассмотрим в данной статье, средней сложности. Модель имеет крыло с эллиптическими очерта­ниями концов, установленное на двух V-образных стойках, укрепленных на соеди­нительной планке.

-2
Чтоб сохранить или посмотреть изображение в полный размер - правой кнопкой мыши по картинке, выбрать «открыть изображение». Открывшееся изображение можно посмотреть в полный размер или сохранить, кликнув правой кнопкой мыши и выбрав «сохранить изображение».

Фюзеляжем служит рейка, которая несет на себе резиновый двигатель с подшипником, воздушным винтом и шасси. В задней части рейки неподвижно закреплены стабилизатор и киль.

Воздушный винт имеет «свободный ход» — устройство, освобождающее его от связи с резиновым двигателем после того, как последний раскрутится. Легкие колесные шасси позволяют модели взлетать с земли. Чтобы тонкая рейка не изгиба­лась от натяжения резины, ставят распорную мачту, с расчалками.

Эту модель можно делать и без шасси, но тогда ее придется запускать с рук. Если окажется трудным выполнение винта со свободным ходом, рекомендуется сделать обычный винт (это ухудшит планирование модели и ее способность парить). Бамбук, из которого изготовляются крыло, киль, стабилизатор и шасси, можно заме­нить сосной, лозой. Фюзеляж хорошо сделать из камыша, которого много в южных районах страны. Палочку камыша подходящей длины и диаметра в передней части (там, где подшипник) надо усилить бобышкой из сосны, вставляемой на клею, и устранить кривизну над пламенем спиртовки. Сосновый фюзеляж (для уменьшения веса) желательно делать долбленым, а если это окажется трудным - сплошным.

Постройку модели рекомендуется начинать с изготовления рейки - фюзеляжа.

Фюзеляж.

-3

Его делают из сухой прямослойной сосны. Вырезав две рейки, длиной по 750 мм, и обстрогав их так, чтобы они имели прямоугольное сечение 9х4 мм, разметьте на них места вырезов (на чертеже показаны пунктиром).

Затем концом ножа сделайте прорези на глубину 1,5 - 2 мм и маленькой полу­круглой стамеской аккуратно удалите внутренние части реек, пока каждая из них в сечении не примет форму буквы С.

Приготовленные таким способом рейки смазывают казеиновым или столярным клеем, по узким краям, а затем склеивают и туго обматывают шпагатом или рези­новой нитью. Если при обмотке рейки искривятся, их выравнивают и подвешивают в вертикальном положении до полного высыхания. В ожидании этого изготовляют подшипник.

Подшипник выгибают из полоски листовой латуни или из жести толщи­ной 0,5 - 0,8 мм, шириной 5 и длиной 42 мм. На концах полоски просверливают отверстия диаметром 1 - 1,2 мм. Внутри подшипника устанавливают прямоугольную бобышку из липы. Нитками и клеем подшипник прикрепляют к передней части фюзеляжа.

Ось винта изготовляют из стальной проволоки толщиной 1 - 1,2 мм. Переднюю часть оси изгибают, как показано на чертеже. Другой конец оси изгибают в крючок после установки воздушного винта.

Из тонкой жести делают четыре шайбы диаметром 4 - 5 мм и с отверстием 1 - 1,2 мм. Одну из шайб припаивают в передней части оси - она служит упором для пружины свободного хода винта. Остальные шайбы служат для уменьшения трения между подшипником и винтом. Пружину свободного хода делают из стальной прово­локи диаметром 0,2 - 0,3 мм, которую наматывают на двухмиллиметровый гвоздь.

Ось винта относительно рейки должна быть повернута на 2° вниз и на 1,5 - 2° в сторону вращения винта.

Распорная мачта овального сечения; ее заостренную нижнюю часть вставляют в рейку.

Расчалку делают из суровых ниток или тонкого шнура, предварительно смазан­ных эмалитом. При закреплении расчалки на стойке необходимо проследить, чтобы фюзеляж не изгибался.

А чтобы не долбить фюзеляж, его можно сделать из двух реек тонкой фанеры и маленьких брусочков, склеив их между собой. Примерно так.
-4
Размеры и местоположение брусочков подобрать согласно чертежу.

Подготовив фюзеляж, переходят к изготовлению стабилизатора и киля.

-5

Для него используется сосна, а также бамбук толщиной 3 - 3,5 мм и шириной 6 - 8 мм, кото­рый идет на закругления. Изогнутый бамбук раскалывают ножом на две части, которые обрабатывают до сечения 1,5х2 мм, наружные же края слегка закругляют ножом или стеклом. Концы закруглений срезают «на ус» и затем соединяют клеем и нитками с передней кромкой стабилизатора. Нервюры стабилизатора изготовляют из бамбука, концы их заостряют, смазывают клеем и вставляют в прорезы кромок стабилизатора. К средней части стабилизатора прикрепляют сосновую соединитель­ную планку толщиной 1,5 мм.

Киль делают из бамбука. Концы киля заостряют и, смазав клеем, вставляют в прорезы соединительной планки стабилизатора, которые делают предварительно острым концом ножа.

Крыло. Крыло состоит из кромок, закруглений, девяти нервюр, двух V-образных стоек и соединительной планки.

-6

Кромки и готовые закругления крыла размечают и изгибают по чертежу. Концы их срезают наискось и присоединяют к кромкам крыла. В кромки же крыла встав­ляют нервюры. После этого изготовляют переднюю и заднюю стойки и соединитель­ную планку.

Крыло и стабилизатор обтягивают папиросной бумагой с верхней стороны, киль — только с левой стороны. Обтянутые стабилизатор и киль привязывают к мотор­ной рейке резиной сечением 1 X1 мм; так же к моторной рейке крепят крыло и шасси.

Шасси - из двух бамбуковых стоек длиной 225 мм овального сечения: в основании 3х2,5, у нижних концов - 2х1.5 мм. Стойки шасси посредством небольшой скобы из стальной проволоки прикрепляют к сосновой планке длиной 40 мм, сечением 8х1.5 мм. Эту планку затем привязывают к рейке - фюзе­ляжу. Колеса диаметром 15-20 мм делают из липы, их устанавливают на осях из стальной проволоки.

Одной из трудновыполнимых частей модели является воздушный винт.

-7

Чтобы сделать воздушный винт, необходимо заготовить брусок из липы дли­ной 320 мм и сечением 35х30 мм. В центре бруска просверлите отверстие диа­метром 1 - 1,2 мм и, пользуясь шаблонами, сделайте заготовку для винта. После этого ножом отделайте верхнюю и нижнюю поверхности лопастей винта, следя за тем, чтобы получилось сечение, показанное на чертеже: у него верхняя поверхность выпуклая, а нижняя вогнутая. Клеем и нитками к винту прикрепляют две пластинки из жести с отверстием для крючка оси. Винт устанавливают на ось таким образом, чтобы при раскрученном резиномоторе пружина, разжавшись, выдвигала конец крючка из пластин и винт мог свободно вращаться.

Резиновый двигатель изготовляют из 8 - 10 нитей длиной 700 мм и сече­нием 1х4 мм.

Модель готова. Проверьте, нет ли перекосов в установке крыла и хвостового оперения. На ровной площадке отрегулируйте модель и в безветренную погоду запустите несколько раз, постепенно увеличивая число оборотов резинового двигателя. Если при этом модель будет взмывать вверх, а затем беспорядочно падать или летать волнообразно, необходимо ось винта наклонить вниз на 1 - 1,5°.

Если модель с работающим двигателем в полете пикирует, то это является результатом изгиба рейки. Его можно предупредить, немного натянув расчалку. Пра­вильно отрегулированная модель быстро набирает высоту и после остановки винта переходит на планирование.

Для увеличения продолжительности полета модели летом можно восполь­зоваться восходящими токами воздуха. Наиболее сильные восходящие токи обра­зуются после сильных дождей. Попадая в восходящие токи, модель может долго царить, то-есть летать десятки минут.

Желаю вам удачи в сборке данного самолетика на радость детям. Да и себе тоже. =)
И как уже сказал в начале статьи, соображения по поводу современных материалов я собираю в отдельной статье. Если у кого есть или появятся идеи по этому поводу, пишите в комментариях.
Удачи вам в ваших начинаниях и продолжениях.
Если понравилось, добро пожаловать, подписывайтесь, делитесь идеями, ставьте лайк.