(Отрывок из книги Р. В. Молодцова «Руководство по консультированию»)
Это не дар, который преподнесли нам при рождении, это навык, который необходимо тренировать. Ассертивность — это способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. В переводе с английского языка «assert» значит утверждать, заявлять; доказывать, защищать, отстаивать свои права — это неагрессивное, но уверенное поведение, которое основано на соблюдении равновесия между отстаиванием своих интересов и уважении к интересам оппонента.
Обычно люди, говоря по-простому, общаются на уровне одной из крайностей: агрессии или пассивности. За агрессивным поведением обычно скрывается явное либо скрытое желание манипулировать людьми и подчинять их своим интересам. Во втором случае человек добровольно принимает на себя роль жертвы. Им руководит неуверенность в себе, страх перемен или боязнь потерять то, что он уже имеет.
В отличие от этих стандартных видов коммуникации ассертивное по- ведение строится по принципу: «Я ничего не должен тебе, ты ничего не должен мне, мы партнеры». Ассертивность по своей сути является философией личной ответственности.
Принципы ассертивного поведения:
- Я принимаю на себя ответственность за собственное поведение. Каждый человек ответственен за свое собственное поведение и не имеет права винить других за их реакцию на его поведение.
- Я демонстрирую самоуважение и уважение к другим людям. Если я не уважаю себя, то никто не обязан уважать меня.
- Я способен на эффективное общение. То есть я умею говорить честно, открыто и прямо, но не за счет эмоционального состояния другого человека. Я могу сказать то, что я думаю или чувствую относительно чего-либо и при этом не расстроить оппонента.
- Я могу демонстрировать и развивать уверенность и позитивную установку. Уверенность в себе связана с самоуважением и знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом.
- Я умею внимательно слушать и понимать. Я пытаюсь понять, что хочет донести до меня оппонент, не интерпретируя сказанное по- своему. Если вы забыли, как это, то рекомендую вернуться к разделу «активное и пассивное слушание».
- Я способен на ведение переговоров и стремлюсь к компромиссу. В консультировании мы часто сталкиваемся с сопротивлениями клиента, когда он, например, не готов соблюдать все данные рекомендации. Тогда возникает потребность найти именно тот выход из сложившейся ситуации, который устроил бы его и вас как специалиста.
Ассертивное поведение значит, что вы и любой другой человек имеете право:
- Выражать чувства;
- Выражать свое мнение и убеждения;
- Говорить «да» и «нет»;
- Менять свое мнение;
- Чего-то не понимать и говорить об этом;
- Не подстраиваться под других, быть самим собой;
- Не брать на себя чужую ответственность;
- Просить о чем-либо;
- Устанавливать собственные приоритеты;
- Рассчитывать на то, чтобы вас слушали и относились к вам серьезно;
- Ошибаться;
- Быть нелогичным, принимая решения;
- Не относиться к проблемам других как к своим.
Если вам интересна данная тема или вы хотите подробнее узнать о том, как психологическую теорию применять в повседневной жизни, переходите по ссылке на сайт Школы Прогрессивной Психологии RE-ФОРМА