Декабрьское сочинение написано. Да здравствует новое сочинение! На этот раз в формате ЕГЭ. Оно пишется по конкретному тексту и проверяет ваше умение понимать смысл прочитанного. Первое, что от вас требуется, - это сформулировать проблему доставшегося вам текста. Верно сформулированная проблема - залог успеха всего сочинения, а вот ошибочно сформулированная ведёт к обнулению баллов за комментарий. авторскую позицию и ваше согласие (несогласие) с позицией автора. Поэтому к первому пункту плана подходим со всей ответственностью.
Вспоминаются выпускники 2015 года, которым достался злополучный текст В.Солоухина про выхухоль и её детёнышей, пострадавших от паводка. Герой-рассказчик восхищается поведением этого крайне осторожного и пугливого зверька, восторгается самопожертвованием матери, не уплывшей при виде человека, а оставшейся спасать своих детей. Потом герой, поддавшись сентиментальности, начинает рассуждать о собственных детях:
(23)Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу ... и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.
(24)Перебрав всё, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. (25)Название ему – война.
Вот эти-то два последних предложения и сбили одиннадцатиклассников с толку. Они выбрали проблему войны как самого страшного человеческого бедствия, тем самым лишив себя 8 первичных баллов по критериям К1 - К4 (в современных реалиях обнулились бы сразу 9 баллов). Конечно, в одном тексте автор может затрагивать сразу несколько проблем. Но вы должны выбрать ту, которая находится в центре писательского внимания, по которой наиболее отчётливо сформулирована его позиция, а не ту, которой он касается мимоходом.
А теперь рассмотрим 2 способа формулировки проблемы:
1 способ:
повествовательное предложение, включающее конструкцию "проблема+существительное в родительном падеже".
В тексте, предложенном для анализа, В.Солоухин поднимает проблему материнского самопожертвования.
Этот способ иногда может привести к слишком широкому толкованию проблемы. Чтобы этого избежать, используем другой вариант.
2 способ
вопросительное предложение (можно два)+отсылка к исходному тексту
В чём проявляется любовь матери к своим детям? На что готова она, если детям угрожает опасность? Именно над этими вопросами размышляет В.Солоухин в предложенном для анализа тексте.
Чтобы не усложнять себе жизнь, никаких дополнительных вступлений можно не писать. Формулировка проблемы с помощью первого или второго способа - это и есть ваше вступление, первый абзац вашего сочинения.
Не пропустите следующую статью. Будем учиться писать самую сложную часть сочинения - комментарий. Об основных частях сочинения и количестве абзацев можно прочитать здесь.
Под многими моими статьями коллеги дискутируют по поводу формулировок: допустима ли фраза "автор ПОДНИМАЕТ проблему", "автор РАЗМЫШЛЯЕТ над ней"? Или он только СТАВИТ её (иначе расстрел)? Своё мнение я изложила в статье "Откуда ноги растут у формулировки "автор ставит проблему" и является ли она единственно верной?"