Найти тему
Фонд Гайдара

Цыгане — чужие среди чужих

Оглавление

Как цыгане сохраняют свою культуру и почему не спешат интегрироваться в принимающее общество

Древнейшее устойчивое представление о «своих» и «чужих» сформировано на уровне этнического разделения людей. При этом «чужие» народы часто наделяются стереотипическими, отрицательными чертами и стигматизируются. До начала промышленной революции большие группы мигрантов были скорее исключением. Их появление вызывалось войнами с соседями, природными бедствиями или — гораздо реже — массовыми депортациями. Но, переселяясь на чужую территорию, мигранты, как правило, оказывались в невыгодном экономическом и социальном положении по сравнению с местным населением, и де-факто были менее экономически и социально защищены.

Это объясняет вектор социальной истории цыган, многие группы которых составляют низшие и «отверженные» социальные слои населения стран Европы. В наши дни как окружение таких цыганских групп, так и сами их представители недовольны качеством этой интеграции. Но правы ли те, кто обвиняет в неспособности к интеграции самих цыган? Насколько их положение связано с особенностями цыганской культуры, а насколько — с отношением окружения, обусловленным социальной природой взаимоотношения групп людей?

Сейчас разные этнические и социальные группы цыган даже в одной и той же стране имеют разные уровни интеграции и инклюзии в макро-сообщество. 

Живущие компактно ортодоксальные общины цыган видны очень хорошо, и часто именно в их больших поселениях концентрируются социальные проблемы, связанные с низким уровнем образования, недостатком и качеством занятости, криминальными явлениями. 

При этом представители более адаптированных групп, из среды которых выходят цыгане — представители современных профессий (ученые, сотрудники полиции, врачи, учителя, священники, руководители фирм, банковские работники и проч.), обычно незаметны для окружающих; в России их часто принимают за выходцев из южных регионов. К сожалению, публичный дискурс, связанный с социальными проблемами, регулярно подменяется дискурсом на этнические темы. Обычно это происходит подсознательно — так работают стереотипы в массовом сознании. И это заставляет многих успешных цыган скрывать свою этническую принадлежность (в социологии это называется этнической мимикрией).

Согласно современным научным представлениям, появление предков нынешних цыган связано с насильственным переселением арабами групп индийцев на границы Византии в VII-VIII веках н.э. Позже цыгане стали расселяться в восточные области Византии, где они занимались ремеслами и торговлей. А с XIII-XIV веков началось массовое продвижение цыган в страны Европы. Там они столкнулись с жесткой конкуренцией с местными мастерами, объединенными в цеховые организации, и, будучи пришлыми группами, заняли низшие социальные позиции.

Ситуация с принятием цыган в Восточной и Западной Европе различалась. Общества Восточной Европы, где цыгане составляя до 5-10% населения, были исторически полиэтничны и более терпимы. В этих странах цыганские семьи интегрировались как низший слой ремесленников, хотя и преимущественно нелегальных, получая плату намного ниже, чем их окружение, часто — продуктами питания. Лишь в Османской империи, в частности на Балканах, до XVIII века существовали отдельные ремесленные подразделения цыган, работавшие на армию. В румынских княжествах цыгане составили единственное крепостное население, при этом часть их оставалась ремесленниками, а часть была превращена в домашних работников и крестьян. 

В странах Западной Европы положение цыган было гораздо хуже. Традиционно моноэтническое население отторгало чужаков социально и экономически. Цыганам запрещалось заниматься ремеслами (эту привилегию имели только члены местных цехов).

В XVI-XVII веках, а в некоторых странах и в первой половине XVIII века в отношении цыган не действовали обычные законы: их казнили без суда и следствия, наносили увечья, травили собаками; особенно жестокие антицыганские законы издавались в Германии и Венгрии. 

Все это стало причиной маргинализации большой части западноевропейских цыган, утраты ими ремесленных занятий и перехода на нелегальную торговлю лошадьми и криминальные занятия. В результате до XVIII века лишь часть цыган, преимущественно в Восточной Европе, перешла к оседлой жизни, а большинство продолжали кочевать, только зимуя в домах крестьян: передвижение по обширному ареалу позволяло заработать на пропитание, несмотря на невыгодные экономические условия.

Развитие промышленного производства в XIX-XX веках привело к утрате производительных занятий подавляющим числом цыганских групп; они перешли на нелегальную торговлю или низкооплачиваемые неквалифицированные работы. При этом формировавшаяся после Второй мировой войны в странах Европы система социального обеспечения долгое время цыган игнорировала. Таким образом, будучи исключенными из многих социальных связей в тех обществах, где они проживали, цыгане оставались исключенными и из развивавшихся гражданских обществ, в том числе из сферы образования (из-за чего вырос разрыв в уровне образования между цыганами и их окружением), что способствовало еще большей их маргинализации.

Вместе с тем основная масса цыган традиционно избегала «лишних» контактов с государственными органами. Государственные институты исторически воспринимались ими как насильственные и карательные и, как правило, исполняли в их отношении эти функции, а попытки социальной интеграции цыган в до-индустриальный период (в некоторых обществах — до последней трети ХХ века) были также основаны на той или иной степени насилия. Поэтому они не заменили традиционных этнических институтов цыган, которые у разных групп в большей или меньшей степени сохранились до XXI века: только старые коллективные традиции и жизнь общиной могли на протяжении столетий обеспечить физическое выживание семей и сохранение культуры. 

Одна из важнейших культурных традиций цыган — строгое поддержание границ между «своими» и «чужими», что обеспечивалось практиками, связанными с представлениями об осквернении, которые сохранялись еще с индийского периода их истории. 

Эти традиции основаны на концепте несущей потустороннюю опасность ритуальной нечистоты и разделении на «чистое» и «нечистое» всего сущего: верха и низа, включая верхнюю и нижнюю части тела, правильного и неправильного, мужского и женского, доброго и злого, а также «своего» и «чужого» («чужой» — всегда «нечистый», так как не соблюдает запреты «своих»). Нарушение разделения через контакты с «нечистым» или «оскверненным» приводит к осквернению человека и его изгнанию из цыганского общества, временному или постоянному.

Представления и практики осквернения — универсальный символический язык системы внутриэтнических запретов. Сейчас подобные традиции можно встретить в обществах, сохраняющих архаические формы экономики и культуры или только претерпевающих модернизацию; часто они находятся на географической периферии, как ненцы, нганасане. У цыган же традиции осквернения, как и у индийцев, веками определяли и специфику конструирования межэтнических и межгрупповых границ. Максимально полно эти традиции сохраняются сейчас в наиболее отверженных окружением группах, в основе чего — многовековая разобщенность цыган и нецыган.

Ситуация с социальным исключением цыган развивалась не одно столетие. Не стоит винить в этом представителей современных поколений ни с одной, ни с другой стороны, тем более что «виновник» этой ситуации — социальные и биологические механизмы, лежащие в основе принципа конкурентности человеческих коллективов. Но общества, взрослея, находят пути решения социальных проблем, создавая условия для развития «открытых» коллективов без внутренних социальных границ, на чем бы они ни были основаны. Важными инструментами преодоления разобщенности цыган и нецыган в разных странах становятся проекты развития социальной инклюзии цыганской молодежи через использование программ школьной межэтнической социализации, образования и профориентации, совместной культурной, профессиональной, социальной деятельности. Это дает не мгновенный, но устойчивый результат.

Ай-нанэ-нанэ!
FacebookVkontakteTwitterTelegram 

***

Все статьи третьего выпуска онлайн-журнала можно найти здесь
Подписывайтесь на нас в социальных сетях:
Facebook
Telegram
OK
Twitter
Instagram
YouTube
Яндекс Дзен
VK