Начал свой я.дзен когда-то с темы "почему в его названии "бренды и контракты""...
Второй шаг - общий обзор такого бизнес-явления, как франчайзинг. Ведь именно он объединяет бренды с контрактами, как ничто другое! :D Франчайзинг - это та сфера бизнеса, где контракты заключаются для продвижения своих брендов чужими руками! :D
Терминология (куда ж без неё...)
Для начала попытаюсь дать простые определения. Своими словами.
Франчайзинг - это отношения между собственником действующего бизнеса, его партнёрами и потребителями, в которых собственник расширяет рынки сбыта своих товаров или услуг за счет усилий партнёров, создающих собственные бизнесы по модели собственника, а потребители получают доступ к брендированным товарам и услугам.
Бизнес такого собственника называется "модельным". Главное, чтобы он был реально действующим. Конечно, есть стереотип, что франчайзинг - это, обязательно, использование самых наибрендовых брендов, типа Макдоналдса, Киэфси и прочих. Однако, и они когда-то начинались с никому неизвестных полковников, разъезжавших по кафешкам со своим рецептом. Поэтому, франчайзинг может начаться с очень локально известного бизнеса. Лишь бы он приносил прибыль и его можно было описать и воспроизвести в другом месте другими людьми.
Таким образом, в форме франчайзинга происходит так называемое масштабирование бизнеса. Можно называть эти процессы как угодно: расширение и, даже, глобализация. Важно одно.
Если при этом основатель модельного бизнеса (франчайзер), передаёт своему партнёру (франчайзи):
а) информацию, как вести бизнес, и
б) право использовать свой бренд, а затем,
в) второй развивает этот бизнес под контролем первого, то мы имеем дело именно с франчайзингом.
А есть ещё слово "франшиза". Что это такое?! Часто его используют как синоним "франчайзинга".
Но, на мой взгляд, франшиза имеет вполне материальное воплощение. То есть, франшиза - это, по сути, полный пакет документов, описывающий модельный бизнес.
Упакованный бизнес - значит оформленный в технологических документах, расписанный во всех своих аспектах. Может быть даже поминутно.
К таким аспектам, как минимум, относятся: технология бизнеса ("франч-бук"); "внешний облик" бизнеса (корпоративный стиль, "бренд-бук"); его продвижение (реклама), оформление (организационно-правовая форма, учёт бухгалтерский и налоговый), финансы, персонал, отношения с клиентами-потребителями.
Не зря же говорят "купить франшизу". То есть получить пакет документов, в которых содержится франшиза.
Правильно говорить так: "мой бизнес является франшизой и я масштабирую его путём франчайзинга" )))
А вот как определяется франчайзинг на сайте Российской ассоциации франчайзинга (РАФ): " Франчайзинг – способ организации бизнес-отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна из сторон (франчайзи) получает от другой (франчайзера) официальное разрешение на использование знака обслуживания, фирменного стиля, деловой репутации, ноу-хау и готовой бизнес-модели за определенную плату – роялти ".
Мдя... что-то не получаются простые дефиниции...
А что кроме?
Кроме франчайзинга, называют ещё две формы масштабирования бизнеса.
Второй способ масштабирования - это филиалы, представительства или дочерние предприятия, которые можно открыть по всей стране или, даже по всему миру.
А третий - это онлайн-магазины, через которые можно продавать товары из одной точки хоть по всему миру.
Однако, в отличие от франчайзинга, в этих случаях усилия и финансы будут вашими собственными. Так, например, филиалы будут вашими собственными бизнес-единицами. Прибыльными или убыточными.
С франчайзингом ваши вложения значительно ниже. Основной инвестор здесь - это партнер-франчайзи. "Покупатель франшизы".
Чем привлекает франчайзинг?
Он даёт предпринимателям следующие возможности:
Для тех, кто масштабирует свой бизнес - это максимальный охват рынка и получение максимальной прибыли при минимальных затратах.
Для тех, кто покупает франшизу - это возможность создать свой бизнес, пользуясь чужим опытом. С гораздо меньшим риском, чем самостоятельно и с нуля.
Слышал я и такое мнение, мол франчайзинг - это "бизнес для ленивых". Ну, да. Но только отчасти! Думать самому тут как бы и не нужно. Перефразируя классику, "всё уже украдено придумано за нас!"
Но, вот "шевелиться" нужно никак не меньше, чем в собственном бизнесе да на собственной идее. Тем более, что всегда нужно помнить о "дяде"! Ведь, чтобы не потерять и, тем более, развивать свой бизнес, нужно регулярно платить франчайзеру.
Кстати, забегая далеко вперёд, скажу, что франшиза, за которую просят только паушальный платёж (единовременный) и совсем не просят роялти (регулярные отчисления), может оказаться вовсе и не франшизой...
Но, всё таки, бизнес по франшизе, особенно для новичка, надёжнее, чем самостоятельный.
Напоследок юридическое...
Важно понять, что в российском законодательстве НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ (!) в качестве терминов следующие слова:
- "франчайзинг";
- "договор франчайзинга";
- "франшиза";
- "франчайзер";
- "франчайзи";
- и т.п.
Конечно, в каких-нибудь ведомственных письмах, приказах и, даже, в судебных актах они появляются. Но, с правовой точки зрения, это мало что значит. Это, скорее, дань обывательской действительности. Чтоб понятно было, в общем.
Гораздо важнее то, что слова "франчайзинг" и все его производные, отсутствуют в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), Налоговом кодексе РФ и в других федеральных законах! Иными словами, их нет в самых главных правовых актах, регулирующих соответствующие отношения. А для нашей правовой системы, основанной на писанных законах, а не на судебных прецедентах, это весьма существенное обстоятельство.
Что это значит на практике? Допустим есть документ, в котором есть слова "поставщик" и "покупатель". Значит, это договор поставки. Или другой документ, со словами "арендатор" и "арендодатель". Это - договор аренды. И нужно смотреть соответственно, § 3 главы 30 ГК РФ или гл. 34 того же кодекса. Лишь в спорных случаях можно будет доказывать обратное. Что это не те договоры.
То есть, использование терминологии закона даёт некую презумпцию соответствия.
Но, если в подобном документе будет написано "франчайзер" и "франчайзи", то сразу становится не понятным, куда смотреть!
В главу 54 ГК РФ о договоре коммерческой концессии? А с какой стати?! Там же не сказано, что коммерческая концессия - это договор франчайзинга между франчайзером и франчайзи. В ней, вообще, в качестве сторон названы "правообладатель" и "пользователь"...
То есть, здесь, наоборот, требуется доказать, что этот документ - именно договор коммерческой концессии, например.
При всём при этом, франчайзинг - это целая система правовых отношений.
С одной стороны, это обязательства между франчайзером и франчайзи. Как бы внутренние обязательства. А, с другой стороны, это внешние обязательства франчайзи перед третьими лицами, для которых он и взялся вести бизнес. Перед клиентами. Но, при этом за них он и перед франчайзером отвечает.
А ещё есть отношения с контролирующими органами. А как же без них.
Поэтому здесь множество различных правовых аспектов. Это и вышеупомянутый вопрос, какие заключать договора. И вопросы по субъектам (кто может "заниматься франчайзингом"). Конечно же, интеллектуальная собственность!
И, как ни странно, вещные отношения. Если, например, модельный бизнес требует иметь в собственности недвижимость, то возникнет серьёзный вопрос, как это требование может быть исполнено франчайзи.
Вывод. "Покупать франшизы" и заключать "договоры франчайзинга" не запрещено. Но, в условиях неопределённости, очень важно понимать, что ты подписываешь и какие у этого могут быть правовые последствия.
Это была лишь обзорная статья по франчайзингу. Каждый аспект нужно разбирать более подробно.
Спасибо! Ставьте лайки, обращайтесь за консультациями :))