Найти тему
МХАТ им. М. Горького

Грета Шушчевичуте: «В определённый момент жизни надо остановиться и что-то изменить»

19 декабря на малой сцене МХАТ состоится премьера спектакля «Звёздная пыль» по пьесе Наталии Мошиной «К звёздам». Режиссёр Грета Шушчевичуте рассказывает о сверхзадаче постановки, раскрывает профессиональные секреты, делится опытом общения с инопланетным миром и впечатлениями о работе в МХАТ.

Как случилось, что вы ставите спектакль во МХАТ?

Я верю в судьбу, в Бога… Я познакомилась с Эдуардом Бояковым, который своим профессиональным глазом разглядел во мне что-то и позвал в МХАТ. Мы встретились на сессии «Лаборатории будущего театра», а затем поехали на «Тавриду». Уже в Москве мы долго обсуждали что можно поставить и остановились на пьесе Наталии Мошиной «К звёздам», которую переименовали в «Звёздную пыль».

Кому принадлежит идея названия?

Эдуарду. «Звёздная пыль» отсылает не буквально к звёздам, а к тому, что нас очень много… и так далее.

Радуйся каждый день тому, что имеешь – работе, дому, близким. Вот про это – спектакль.

О чём эта пьеса?

О человеке, которому 30-35 лет. У него работа, жена, ребёнок… Когда мы молодые, у нас мечты какие-то, максимализм, и вдруг наступает момент, когда понимаешь, что ничего особого в жизни не достиг, живёшь с не такой уж классной женой, работаешь на нелюбимой работе… и если ты исчезнешь, то ничего не произойдёт, разве что родные заплачут. И тут, какое-то событие вторгается в твою жизнь, заставляет остановиться и на всё посмотреть по-другому. Например, тебе говорят, что ты умрёшь через четыре дня, и ты вдруг начинаешь всех любить, тебе всё кажется таким прекрасным. Ты думаешь: Господи, да не нужно ничего особенного – вот эта жена и этот ребёнок – самое дорогое. Сейчас мы живём в таком мире, когда нам говорят: ты должен до 30 лет заработать столько-то, получить такую-то должность, купить квартиру, купить машину, купить дачу… А дальше? Ты всё купил, а всё равно чего-то не хватает. Чего не хватает, смысла жизни? Но разве он не в том, чтобы просто жить, чтобы каждый день тебе приносил радость, а не навязанный кем-то «успех»? Радуйся каждый день тому, что имеешь – работе, дому, близким. Вот про это – спектакль.

А у вас были такие события в жизни, которые начисто перетряхивали вас?

Конечно. Они были связаны со смертью, а иногда – с потерей, когда мечтаешь о чём-то, да ничего не получается, или когда ты должен уйти.... Не такие глобальные, может быть, события: никто мне не говорил, что я умру через четыре дня. Но определённые моменты в жизни заставляли понять: я не туда иду, не так живу. Надо остановиться и что-то изменить.

А с актёрами вы не говорили на эту тему? У них бывали такие повороты в жизни?

У кого-то бывали, у кого-то нет. Эта пьеса – про всех нас, и чем больше мы репетируем, тем она нам больше нравится.

Нравятся ли вам актёры? Как вам работается с ними?

Актёры МХАТ очень хорошие. У нас отличные рабочие отношения, никто не сетует, что я слишком молодая. Они много предлагают сами, задают вопросы. Я литовка и когда что-то у меня идёт в эмоциональном ключе, они спрашивают: «Ты имела в виду вот это? – Да, да, вот это». Актёры переживают, что у них мало времени, ведь в театре много всего происходит, и когда я им говорю: «Давайте быстрее работать, чтобы получилось хорошо» – они меня поддерживают. Надеюсь, что энтузиазм не потеряется, потому что если ты действительно хочешь что-то сделать, оно получится, а если нужно побыстрее отчитаться, то непонятно, зачем и стараться.

Вы в детстве верили в инопланетян?

Когда я была маленькая, я жила в деревне и очень верила историям, которые мне рассказывали дети, родные. Мне как-то сказали: если ты пойдёшь и сорвёшь вот те «волшебные» цветочки за домом, то в мире что-то страшное произойдёт – я побежала, вырвала все цветы, а потом ждала: ну, где этот катаклизм? В деревне выходишь ночью – и небо буквально перед тобой, а ты перед Богом. Я разговаривала с ним: «Ну, если сейчас у меня всё плохо, наверное, потом будет хорошо?» Я думала, не может быть такого, что мы одни во Вселенной, что кто-то есть ещё! Но я не представляла себе, что оттуда может прилететь «тарелка». Я была уверена, что мир устроен слоями, как торт: для кого-то мы – небо, гадала, на каком я уровне – в начале или где-то в середине, или уже очень высоко . Это индийское представление о мире, как мне потом сказали.

На заседании «Лаборатории будущего театра» предложенная вами тема «вечной темы» стала предметом самого горячего обсуждения. Как вечные темы соотносятся со спектаклем?

В спектакле несколько вечных тем: одиночество, смысл жизни, человек и его самоопределение… С вечными темами связаны все мои спектакли, пожалуй.

Вам важно, что вы работаете в МХАТ?

Конечно, работать в МХАТ – большая ответственность. Но для меня также важно, чтобы премьера состоялась и людям понравилось. Важно, чтобы после пошло «сарафанное радио».

Что вам понравилось в МХАТ? Какие спектакли репертуара цепляют?

Из последнего, что я посмотрела, мне понравилось «Золото». Антон Адасинский и дети... В меня это точно попало, я заплакала в тот момент, когда юный актёр произнёс: «Мне 36 лет, я работаю офисным менеджером, и всё, о чём я мечтал, я забыл…»

В вашем творчестве как режиссёра есть какая-то центральная тема? Есть. Любовь.

В пьесе «К звёздам» начальником главного героя был мужчина, а в спектакле – женщина. Это дань моде?

Дело не в моде. Просто женщина сейчас становится сильнее мужчины... Это не очень хорошо, мне это не нравится. Ну, и потом, я увидела Ларису Голубину – она невероятная, бомбическая! Я сейчас вижу таких женщин.

Ещё какие-то изменения были?

Я добавила песни. Вначале у меня было отторжение от современного языка пьесы – у Чехова или Пушкина мы под каждой строчкой находим смыслы. А в современной пьесе с первого взгляда всё кажется простым. Но это обман. Чем больше читаешь пьесу Мошиной, тем лучше понимаешь: в этой простоте скрыта идейная глубина.

Мне захотелось добавить объёма, тогда возникла идея добавить песни в качестве внутренних монологов героев. Я взяла старые советские песни «Не спеши», «Ночной разговор», «Сумерки», в которых есть очень важные, глубокие слова. «Кто из нас не уберёг мечты, то ли ты, то ли я?» – герой поёт эту песню после разговора с женой. Мы видим, что супруги забыли о любви, о важном, ведь в жизни главное – не денег заработать и на море поехать. В песне вопрос звучит по-другому: «так скажи, зачем, так скажи, зачем мы с тобою рядом?». В спектакле есть пара прекрасных персонажей – ЖВЧ и МВЧ (женщина в чёрном и мужчина в чёрном, офицеры), у которых любовь. Мы не делаем из них полицейских в форме, потому что в спектакле главное человек! Так, у героев возникает песня – «Ночной разговор».

Все эти песни – прошлый век, наследие «брежневского застоя»…

Они супермедленные, супергрустные. А какие классные тексты! Эти песни перепевают многие современные исполнители и собирают аншлаги! Кто к ним ломится? Молодые, современные люди! Значит, это интересно, это актуально.

Вы чувствуете внутреннюю связь с позднесоветской эпохой?

Нет, скорее, я подбираю то, что мне нравится или удаётся найти. Когда мы учились, мы должны были читать современных поэтов. Я, признаюсь, большой радости не испытывала, а вот от поэзии Арсения Тарковского очень вдохновлялась! У меня не было задачи найти что-то современное для спектакля. Нужна была эмоция, метафора, какой-то голос внутри.

Ваши актёры поют в спектакле?

Да, наши, наши актёры поют сами, вживую. После сыгранной сцены неожиданно возникает музыка – то ли герой поёт, то ли песня сама поётся. И она точно также, неожиданно исчезает, как будто и не было, а спектакль продолжается.

Билеты на премьеру спектакля «Звёздная пыль» приобретайте на сайте театра.