Найти тему
ОНИ

«АЛ-41-Ф1» — российский двигатель для истребителей пятого поколения

Создание двигателя для истребителей пятого поколения «АЛ-41-Ф1» велось в России с середины 2000-х годов. Он проектировался на базе турбореактивного агрегата «АЛ-41Ф», который не мог позволить истребителю перейти звуковой барьер без форсажа, а также имел механизм управления тягой лишь по одной оси. Новый агрегат решил эти проблемы, а также привнёс другие нововведения.

Изначально двигатель создавался для самолёта «Су-35С» и получил название «АЛ-41-Ф1С». Агрегат составляет в длину почти 5 м, и может развивать тягу в 12,5 тонн. Вес двигателя немногим превышает полторы тонны. Он состоит из двух контуров: во внешний воздух нагнетается через входной вентилятор. Бо́льшая часть поступаемого воздуха попадает во внутренний контур, где сжимается компрессором, сгорает и выходит на турбину в виде раскалённых газов.

Двухконтурная схема используется и в гражданской авиации — она помогает повысить КПД всей установки. Также двигатель совместим с истребителями «Су-27» и «Су-30», создававшимися под предшественника «АЛ-41Ф». В 2004 году начались работы над последней модификацией «АЛ-41-Ф1». Она имеет механизм изменения тяги в любом направлении, а также полностью российскую систему управления.

-2

Двигатель обладает одновременно увеличенной тягой и незаметностью для вражеских локаторов. Кроме этого, он оснащён системой плазменного воспламенения камер сгорания. Двухлетняя программа стендовых испытаний началась в 2008 году. В 2010 году за ней последовали ресурсные и лётные испытания (в том числе на «Су-57»), которые завершились в 2017 году. За это время было выпущено 38 опытных экземпляров «АЛ-41-Ф1».

-3

Турбореактивный агрегат был направлен в массовое производство в 2019 году. На сегодняшний день он является одним из самых технологичных авиационных двигателей в мире в своём классе.