Недавно в беседе с дочерью выяснилось, что её подруга, у которой девочка во 2 классе, часами выполняет домашние задания с ребёнком. А ведь девочка была подготовлена к школе, причём никто специально её не готовил. Она сама научилась читать, считать, ну и в целом общее развитие было хорошее.
Первый класс закончила прекрасно, а вот во втором начались проблемы с домашними заданиями. Не понимает смысла задания, пока мама "не разжуёт", боится написать слово или решить пример-вдруг ошибка? Сначала делают в черновике, потом в тетради, Читать не заставишь. Отвлекается чуть не каждую минуту. Плачет до истерики, потеряла всякий интерес к школе. Что делать? И что пошло не так у способного ребёнка.?
Давайте разбираться вместе. Что нам нужно? Нам нужно, чтобы ребёнок
1. Не перечил нам и не сопротивлялся, когда он садится за уроки.
2.Чтобы не отвлекался ни на что.
3. Выполнил задание сам. И притом ПРАВИЛЬНО, АККУРАТНО, БЫСТРО, САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Возникает вопрос: а он умеет правильно, быстро, аккуратно, самостоятельно вообще что-нибудь делать в жизни? Кто-нибудь его научил? Вы ошибаетесь, если думаете, что садик или школа решит этот вопрос. Это длительный процесс, семейный, в основном. Научится, конечно, когда-нибудь...Получается, мы требуем те качества, каким не научили своё чадо (имею в виду просто в жизни, не в учёбе.)
Отсюда вытекает следующий вопрос: как это сделать?
Уже не надо спрашивать "когда начать этим качествам учить?". Опоздали, мои дорогие родители. С рождения надо учить. Систематически, целенаправленно, во всём, а не тогда, когда вы вдруг вспомнили о самостоятельности. Тогда, кстати, и дисциплина у ребёнка будет гораздо лучше как дома, так и в школе. Будьте сами ответственны во всём, включая всё сказанное выше, и ребёнок научится ответственности.
Итак, как научить ребёнка самостоятельности в выполнении домашних заданий?
Я вдруг вспомнила, как нас учили сетевому бизнесу. Работа с возражениями, убеждение в ценности товара и т.д. Конечно же, эти приёмы и фразы стандартные, взяты верхушки из НЛП. И на взрослого человека, знакомого с основами НЛП, они не действуют. Но , тем не менее, нейро-лингвистическое программирование есть всюду. От лечения болезней до бизнеса и рекламы. Но почему-то в воспитании мы редко используем эти приёмы.
Может, перефразировать стандартные вопросы для вашего ребёнка? Это всё есть в умных психологических книжках, но доберётесь ли вы до них, выберете ли изюминки?? Время, время...
В этих вопросах мы не даём ребёнку выбора- делать уроки или нет. Твёрдо и чётко ДЕЛАТЬ. Но мы не говорим, не кричим и не шипим сквозь зубы: "Садись немедленно за уроки!. Пока не выполнишь- не встанешь из-за стола! Делай сам! Надоело уже с тобой сидеть!" и тд.
Мы поступим хитрее, читайте -МУДРЕЕ.
Вы наверняка знаете, что чем больше люди похожи друг на друга, тем более они друг другу симпатичны. Это касается не только внешних признаков, как рост, комплекция и одежда, но и психологических признаков, как поза, жесты, интонации голоса. В этом заключается подсознательные оценки человеком других людей, по принципу «свой – чужой».
Когда Вы входите в контакт с другими людьми, вы начинаете автоматически согласовывать с ними свои поступки и действия.
При непосредственном контакте вы часто начинаете сидеть в одинаковой позе, говорить с одинаковой интонацией и использовать одинаковые слова и жесты.
В психологии этот процесс получил название подстройки.
При подстройке вы как радио настраиваетесь на волны, которые излучает собеседник, пытаетесь понять его мысли и чувства, копируете позы и жесты собеседника.
Копирование внешних поведенческих признаков называется отзеркаливание.
Мой внук с трудом начинает любые занятия со мной. Тянет время, кривляется. смеётся. говорит свои любимые дурацкие слова из мультиков " круглая", " не дюдю" и т.д. и ждёт эмоций с моей стороны.
Они случаются, но занятия от этого не начинаются. Всё по кругу. Тогда я попробовала подстроиться, скопировала его позы, слова, мы посмеялись, и процесс пошёл!!!
Почему? Да просто я стала "своей", которая всё понимает и любит, несмотря ни на что.
Врата сортировки.
Врата Сортировки - это основные фокусы внимания и вопросы, которые мы задаём: люди (кто?), вещи (что?), ценности (зачем?), процесс (как?), время (когда?) и место (где?).
Далее задаём вопросы.
-Уроки надо делать, чтобы получить пятерку, чтобы порадовать родителей, чтобы больше знать и уметь?
-Тебе когда удобнее садиться за уроки- сразу после школы или после прогулки (кружка) или вечером?
-Как удобнее ты разложишь учебники? Все сразу выложишь или по очереди? -Какой ручкой ты выберешь писать? Какие карандаши возьмешь- толстые или тонкие?
-Ты будешь работать один в комнате, или кому-то из нас (родителей) можно побыть здесь и заняться своими делами?
-Тебе поставить будильник или ты сам будешь контролировать время начала занятий и конца?
-С какого урока ты начнёшь выполнение домашних заданий? С русского языка? Математики? Другого?
-Где будешь выполнять задание- на черновике или сразу в чистовик?
-Как ты будешь выполнять задание, поясни мне весь процесс. Сразу начнешь списывать текст (слова) или сначала прочитаешь задание, вспомнишь правило, рассмотришь образец, а потом будешь списывать?
-Ты будешь выполнять 1 столбик примеров или 2? (хотя 2 не задавали).
-Ты прочитаешь мне одну страницу рассказа или 2 вслух?
-Ты будешь читать вслух или шёпотом?
-Ты будешь проговаривать вслух. что пишешь. или будешь делать молча?
Определились с выбором места, времени, людей. вещей и тд. Не поправляйте ребёнка. Он выбрал, и это его выбор, и этот выбор -лучший на данный момент.
Следующий момент, который подсказала одна мама.
А теперь самоустранитесь. Займитесь своими делами. "Делай, как можешь, старайся, а там уж как получится. Ты сможешь. Это твоё задание, не моё."
Помогаем в крайних случаях. Если делает задание до вашего прихода, проверяем наличие выполнения. Ошибки пусть остаются.
Получит 2- пусть, это его 2. Не ругайте, попробуйте найти причину. Пусть исправляет.
Подруга мне рассказывала, как она с сыном училась все 11 лет, как ей это надоело, и как он обнаглел, что просто ждал, даже не пытаясь вникнуть в суть задачи, когда она решит что-то и разжуёт ему .
Надо сказать. что она так и опекает его до сих пор, у него ни семьи, ни достойной работы... Как вам такая перспектива?
Похоже, подобные ситуации со школьниками есть чуть не в каждой семье...
Продолжение темы здесь https://zen.yandex.ru/media/id/5d69c96b1d656a00ad00be79/samodisciplina-i-samostoiatelnost-kak-priuchit-k-nim-rebenka-5-momentov-5e0cb842bc251400b0dbaff1
и здесь
Мудрости вам и счастья в детях и внуках! Жду комментариев. А как вы воспитываете в детях самостоятельность ?