Моей бабушке 90 лет, а ее дому и того больше. Когда речь заходит о строительстве, она всегда с гордостью говорит, что ее дом лучше, чем у соседей, потому что он построен из семерика.
На вопрос «что такое семерик» толком ответить она не может, только разводит руки в стороны и говорит: «Это большущий такой камень! Твердый. А у соседей-то стены ткнешь пальцем – они и крошатся.»
Однажды мне стало настолько любопытно, чем же семерик отличается от стандартного крымского ракушечника (ракушняка), что я провела свое мини-расследование на эту тему.
В интернете упоминаний о семерике нет, будто-то этого камня и не существовало никогда. Есть информация про известняк, колпак, крымчак, но это все названия одно и того же камня – ракушечника. Что ж, эта заметка будет первой.
В Крыму все из ракушечника
Здесь все старые и многие новые дома построены из ракушечника. Это местный стройматериал, на протяжении тысяч лет – единственный. Да и сейчас он самый распространенный стройматериал на полуострове, так как его здесь в избытке.
Насчет «ткнешь пальцем – и крошится» – отчасти справедливо, потому что ракушняк бывает разной степени пористости и хрупкости. Самый дешевый как раз самый рыхлый.
Но вернемся к нашему семерику. Дело в том, что крымские строители моложе 50 лет, как я выяснила, вообще никогда не слышали этого слова! Они удивленно смотрели на меня, когда я произносила название камня.
Киммерия оказалась ни при чем
Я, как любитель копаться в языках, сперва решила, что это слово вероятно имеет древнее происхождение и произноситься немного на другой манер – не семерик, а киммерик (ведь транскрипция с греческого допускает варианты). Я радовалась: разгадала, мол, загадку!
Киммерия – так за тысячу лет до нашей эры называли греки Крымскую землю. А местных жителей они звали киммерийцами. Об этом в Крыму сейчас напоминают некоторые топографические названия, например город Киммерик и Киммерийский вал.
А еще многие местные дельцы эксплуатируют это слово в названии своих заведений.
Так что же, у этих киммерийцев были какие-то другие камни? Нет, все тот же ракушечник! Тот же что и у византийцев, скифов, тавров и прочих крымчан. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки.
Старорусские корни
Признаться, я была немного разочарована, когда наконец-то нашла двух местных строителей, объяснившего мне что такое семерик. Именно так он и назывался, этот камень, греки тут не при чем. Слово это старорусского происхождения.
Ну так вот, в старые времена так называли особо крупный ракушечник (да, все тот же ракушечник), добытый в каменоломнях на большой глубине.
Семерик - потому что камень резали большими кусками. Раньше, чтобы подчеркнуть крупные размеры чего-либо, говорили, что в нем семь мер, то есть вот во столько раз он крупнее стандарта (по типу «семь пядей во лбу»).
Старые строители еще называют семерик камнем-дикарем, чтобы подчеркнуть исключительно природное происхождение, в противовес тырсе – раскрошенному рыхлому ракушняку, который замешивали в строительные смеси.
Значит камень действительно существовал и существует, просто название ушло из обихода, потому что ракушняк перестали резать такими огромными глыбами.
Чем интересен семерик
Итак, семерик – исключительно плотный и тяжелый ракушняк, добытый на большой глубине. Он мелкопористый и почти не содержит примесей песка, то есть целиком известковый. Ракушка на большой глубине испытывает огромный пресс, оттого камень и получается таким плотным.
В отличие от рыхлого желтоватого ракушняка из верхних слоев, семерик бело-серый. Я нашла эти камни возле одного полуразрушенного, очень старого дома.
Камень настолько тяжелый, что я не смогла даже подвинуть его.
Старые дома, выстроенные из семерика, имеют 60-80-сантиметровую толщину стен.
И, что примечательно, стены у них выложены вообще без связующего раствора, ибо зачем он при такой-то массе.
Сегодня самый плотный ракушняк имеет марку М-35. При стандартных размерах бруска 18*18*38 см он весит 20-27 кг.
Значит семерик размером 60*60 см (а я находила такие камни) весит около 100 кг!
В целом, обладателям старых домов действительно есть чем гордиться: ракушняк такого сорта – самый дорогой, прочный и надежный. Дома из него можно строить до 7 этажей и простоят они не одну сотню лет.
Однако напоследок рассказавший мне это строитель подлил ложку дегтя в бочку строительного меда. Он сказал, что ракушняк, даже спустя годы после того, как его достали из земли, продолжает выделять небольшое количество газов, в том числе метан (вспомним про тонны метана на дне Черного моря), и что он бы себе дом из него делать не стал.
Плюс к тому, семерик сильно впитывает влагу и отводит тепло. В доме из семерика всегда влажно и прохладно. Это правда: в доме моей бабушки прохладно даже в самый жаркий летний день, и влажность всегда повышенная.
Вот такой он, крымский семерик.