Найти тему
Люди и техника

Под сводом небес.

Оглавление

Глава 2.

(как всегда, интересные исторические справки и факты в конце статьи)

Франция. Начало.

Первым французским истребителем, поступившим на вооружение после мировой войны, был Ньюпор-Деляж-29. Его создатель, Густав Деляж, начал конструировать этот самолет еще в 1918 г., но из-за окончания войны на время приостановил работу, поэтому истребитель стал поступать на вооружение только в 1922 г.

Гюстав Деляж
Гюстав Деляж

и его

истребитель Nieuport-Delage NiD-29
истребитель Nieuport-Delage NiD-29
Первый полет на этом самолете, был совершен 21 августа 1918 года.

На втором прототипе сохранили двигатель Hispano-Suiza 8Fb и тонкий фюзеляж круглого сечения предшественника, но размах крыльев был немного увеличен. В 1918 году двигатель HS-8Fa (model 42) смог показать мощность в 280 л.с. (206 кВт), а последовавший за ним HS-8Fb – 300 л.с. (220 кВт).

Поставки в ВВС Франции были выполнены в 1922 году, самолет поступил в дислоцированные в Германии эскадрильи. Самолет стал весьма популярным, хотя пилоты отметили тенденцию машины к затягиванию в плоский штопор.

В течение 1922-1924 годов были получены заказы от 18 клиентов, Ni-D 29 вскоре стал самым популярным истребителем периода 1920-х годов.

Японский Nakajima Army Type Ko 4
Японский Nakajima Army Type Ko 4
Бельгийский NiD.29
Бельгийский NiD.29

Испания приобрела 30 машин (10 были выпущены в стране по лицензии); Бельгия - 108 самолетов (87 построены по лицензии компанией SABCA); Японии был поставлен один образец, а впоследствии компания "Nakajima" построила по лицензии 608 истребителей под обозначением Ko-4; итальянские ВВС приобрели шесть самолетов французской постройки, а затем еще 175 серийных самолетов, 95 из которых построила компания "Macchi" под обозначением Macchi-Nieuport 29, а еще 80 - компания "Caproni" (самолеты в 1925-1928 годы состояли на вооружении шести итальянских истребительных эскадрилий). Кроме того, Швеция приобрела 9 самолетов, эксплуатируя их под обозначением J2, и небольшое количество Ni-D 29 использовалось в Аргентине.

Французы использовали Ni-D 29 в боях против повстанцев в Марокко, причем часть машин была переоборудована в вариант B.1 (экспериментальный вариант штурмовика, вооруженный шестью бомбами массой 10 кг.) и могла нести бомбы малого калибра. Испанские Nieuport принимали участие в подавлении выступлений повстанцев в североафриканских колониях. Что касается Японии, то там Ko-4 составляли основу парка истребительной авиации Императорской Армии вплоть до 1933 года, сыграв важную роль во время оккупации Маньчжурии и в Шанхайском инциденте 1932 года.

Не все сводилось к конструированию и строительству военных самолетов.

Истребитель Nie-29C-1 стал рассматриваться в качестве основы при создании гоночных и рекордных самолетов. Возможности для первого послевоенного применения скоростных самолетов предоставили гонки на кубок большого поклонника авиации Анри Дойч де ла Мерта. Гонки на приз Дойч де ла Мерта проводились в предвоенные 1912 и 1913 годы, а в 1919 году промышленник предоставил французскому аэроклубу два миллиона франков для их возобновления

французский промышленник Анри Дойч де ла Мерт (1846-1919)
французский промышленник Анри Дойч де ла Мерт (1846-1919)
Рекордный NiD.29V
Рекордный NiD.29V

Гонки проходили недалеко от Парижа по замкнутому контуру длиной 190 километров. Победителем признавался тот пилот, чей самолет пришел первым и если показанная им скорость на 10% превышала скорость, которую показал прошлый победитель (данное требование было весьма стимулирующим фактором). Еще одним нововведением в гонках было то, что они проводились в течение всего года и победителем становился тот, чье достижение не удалось превзойти в течение восьми месяцев подряд.

Фактически гонки 1919-20 годов стали своего рода дуэлью между компаниями Nieuport и SPAD и их пилотами: Бернаром-Анри Барни де Романе и Жозефом Сади-Лекуантом. Победителем 1919 года был Сади-Лекуант, который на SPAD S-XXbis3 показал среднюю скорость 252,18 км/ч. Де Романе (18 подтвержденных побед в годы войны) летал на специально подготовленном Nie-29V, и 23 октября показал 268,63 км/ч. Это был достойный, но недостаточный результат (должно было быть 277,40 км/ч). Гоночный самолет Nie-29V (V – vitesse [скорость]) был оснащен одностоечной бипланной коробкой общей площадью 13,90 м² (вместо 26,75 м² двухстоечных крыльев истребителя) и другими аэродинамическими усовершенствованиями.

Жозеф Сади-Лекуант. (21 марта 1944 года он был арестован гестапо. Умер 15 июля 1944 в результате пыток , находясь в тюрьме)
Жозеф Сади-Лекуант. (21 марта 1944 года он был арестован гестапо. Умер 15 июля 1944 в результате пыток , находясь в тюрьме)
лейтенант Бернард-Анри Барни де Романет (погиб при испытании самолета в 27 лет)
лейтенант Бернард-Анри Барни де Романет (погиб при испытании самолета в 27 лет)

В декабре 1919 года произошло то, чего никто не ожидал. Сади-Лекуант и де Романе «поменялись конюшнями» и продолжили полеты за своих конкурентов. 3 января 1920 года Сади-Лекуант сделал первый ход: на черном Nie-29V он выиграл приз Дойч де ла Мерта, показав на некоторых участках скорость 366 км/ч.

Между тем 6 января 1920 года ФАИ, наконец, утвердило регламент утверждения нового абсолютного рекорда скорости: пролет над мерной базой длиной 1 километр должен быть совершен на высоте не более 50 метров (включая и подход к трассе) и трасса должна была быть на расстоянии не менее 500 метров от аэродрома старта. Самолет должен был совершить четыре пролета над трассой по два в обоих направлениях и окончательный результат рассчитывался как среднее арифметическое четырех последовательных пролетов. И, наконец, разница нового рекорда с предыдущим должна была составлять не менее 1%.

Лекуант стал первым, кто установил абсолютный рекорд скорости в соответствии с новой формулой. Это произошло в Виллакубле 7 февраля 1920 года, когда машина Сади-Лекуанта – естественно Nie-29V – разогналась до 275,86 км/ч. В сентябре Сади-Лекуант принял участие в гонке на приз Гордона-Беннета в 20000 франков, половину из которых предоставлял американский аэроклуб. Сади-Лекуант пересел на NiD-29V (новое обозначение компании: Nieuport-Delage), верхнее крыло которого было уменьшено с 6,00 до 5,46 метров, а мотор был «форсирован» до 320 л.с. (235 кВт). Самолет Сади-Лекуанта со стартовым номером «10» убедительно выиграл со скоростью 279,6 км/ч.

Вообще же строительством истребителей во Франции в 20-е и начале 30-х годов занималось окало 10 фирм. Компании, получившие известность своими истребителями-бипланами в годы войны (СПАД, Ньюпор), оставались сторонниками двукрылой схемы, тогда как недавно созданные фирмы, например Девуатин, предпочитали монопланы.

Основатель фирмы Dewoitine, Эмиль Девуатин, занялся конструированием самолетов в начале 20-х годов, но, не добившись заказов от французского правительства. уехал в Швейцарию. Там он разработал оригинальный истребитель-парасоль D-27 с подкосным крылом и двигателем водяного охлаждения "Испано-Сюиза" 12Мс мощностью 500 л.с.. В ноябре 1927 г. пилот Марсель Доре установил на D-27 мировой рекорд скорости на дистанции 1000 км.
Эмиль Девуатин (1892-1979)
Эмиль Девуатин (1892-1979)

После успеха D-27 Эмиль Девуатин получил приглашение вернуться во Францию и вскоре прославился серией скоростных истребителей-монопланов: D-500, D-510 и другие.
Dewoitine D. 500
Dewoitine D. 500

Итак, историческая справка в конце главы.

Георгий Георгиевич Горшков (1881 - 1919 гг.) учился в кадетском корпусе, Николаевского училища, участвовал в русско-японской войне, где и ознакомился с воздухоплаванием. Затем учился летать на аэростатах и дирижаблях. Летом 1910 года его назначают начальником военного аэродрома в Гатчине, который он должен был подготовить к прибытию первых самолетов из Франции. Но к этому времени офицеры, посланные на обучение, еще не вернулись. Пришлось заключать сделку, с принимавшими участие в первой Петербургской авиационной неделе" летчиками Поповым и Эдмондом. Горшкова обучал француз Эдмонд, не знавший русского языка, а Горшков вообще не говорил по-французски. Но уже через два месяца ученик успешно совершал полеты самостоятельно и настолько уверенно, что он смог выполнить перелет из деревни Сализи до Гатчины и обратно. Это был первый в России дальний перелет. Тогда же он по существу становится первым военным летчиком-инструктором в России.

Грянула Первая мировая война. Уже в сентябре 1914 года штабс-капитан Горшков был назначен на должность командира корабля "Илья Муромец" - детища талантливого русского авиаконструктора И.И.Сикорского. Горшкову был определен под командование именно тот корабль, на котором его конструктор осуществил в 1911 году свой знаменитый перелет Петербург - Киев - Петербург. В память об этом событии корабль имел к своему основному имени почетную добавку - "Илья Муромец Киевский".

Георгий Георгиевич Горшков (1881 - 1919 гг.)
Георгий Георгиевич Горшков (1881 - 1919 гг.)