Глава 2.
(как всегда, интересные исторические справки и факты в конце статьи)
Франция. Начало.
Первым французским истребителем, поступившим на вооружение после мировой войны, был Ньюпор-Деляж-29. Его создатель, Густав Деляж, начал конструировать этот самолет еще в 1918 г., но из-за окончания войны на время приостановил работу, поэтому истребитель стал поступать на вооружение только в 1922 г.
и его
Первый полет на этом самолете, был совершен 21 августа 1918 года.
На втором прототипе сохранили двигатель Hispano-Suiza 8Fb и тонкий фюзеляж круглого сечения предшественника, но размах крыльев был немного увеличен. В 1918 году двигатель HS-8Fa (model 42) смог показать мощность в 280 л.с. (206 кВт), а последовавший за ним HS-8Fb – 300 л.с. (220 кВт).
Поставки в ВВС Франции были выполнены в 1922 году, самолет поступил в дислоцированные в Германии эскадрильи. Самолет стал весьма популярным, хотя пилоты отметили тенденцию машины к затягиванию в плоский штопор.
В течение 1922-1924 годов были получены заказы от 18 клиентов, Ni-D 29 вскоре стал самым популярным истребителем периода 1920-х годов.
Испания приобрела 30 машин (10 были выпущены в стране по лицензии); Бельгия - 108 самолетов (87 построены по лицензии компанией SABCA); Японии был поставлен один образец, а впоследствии компания "Nakajima" построила по лицензии 608 истребителей под обозначением Ko-4; итальянские ВВС приобрели шесть самолетов французской постройки, а затем еще 175 серийных самолетов, 95 из которых построила компания "Macchi" под обозначением Macchi-Nieuport 29, а еще 80 - компания "Caproni" (самолеты в 1925-1928 годы состояли на вооружении шести итальянских истребительных эскадрилий). Кроме того, Швеция приобрела 9 самолетов, эксплуатируя их под обозначением J2, и небольшое количество Ni-D 29 использовалось в Аргентине.
Французы использовали Ni-D 29 в боях против повстанцев в Марокко, причем часть машин была переоборудована в вариант B.1 (экспериментальный вариант штурмовика, вооруженный шестью бомбами массой 10 кг.) и могла нести бомбы малого калибра. Испанские Nieuport принимали участие в подавлении выступлений повстанцев в североафриканских колониях. Что касается Японии, то там Ko-4 составляли основу парка истребительной авиации Императорской Армии вплоть до 1933 года, сыграв важную роль во время оккупации Маньчжурии и в Шанхайском инциденте 1932 года.
Не все сводилось к конструированию и строительству военных самолетов.
Истребитель Nie-29C-1 стал рассматриваться в качестве основы при создании гоночных и рекордных самолетов. Возможности для первого послевоенного применения скоростных самолетов предоставили гонки на кубок большого поклонника авиации Анри Дойч де ла Мерта. Гонки на приз Дойч де ла Мерта проводились в предвоенные 1912 и 1913 годы, а в 1919 году промышленник предоставил французскому аэроклубу два миллиона франков для их возобновления
Гонки проходили недалеко от Парижа по замкнутому контуру длиной 190 километров. Победителем признавался тот пилот, чей самолет пришел первым и если показанная им скорость на 10% превышала скорость, которую показал прошлый победитель (данное требование было весьма стимулирующим фактором). Еще одним нововведением в гонках было то, что они проводились в течение всего года и победителем становился тот, чье достижение не удалось превзойти в течение восьми месяцев подряд.
Фактически гонки 1919-20 годов стали своего рода дуэлью между компаниями Nieuport и SPAD и их пилотами: Бернаром-Анри Барни де Романе и Жозефом Сади-Лекуантом. Победителем 1919 года был Сади-Лекуант, который на SPAD S-XXbis3 показал среднюю скорость 252,18 км/ч. Де Романе (18 подтвержденных побед в годы войны) летал на специально подготовленном Nie-29V, и 23 октября показал 268,63 км/ч. Это был достойный, но недостаточный результат (должно было быть 277,40 км/ч). Гоночный самолет Nie-29V (V – vitesse [скорость]) был оснащен одностоечной бипланной коробкой общей площадью 13,90 м² (вместо 26,75 м² двухстоечных крыльев истребителя) и другими аэродинамическими усовершенствованиями.
В декабре 1919 года произошло то, чего никто не ожидал. Сади-Лекуант и де Романе «поменялись конюшнями» и продолжили полеты за своих конкурентов. 3 января 1920 года Сади-Лекуант сделал первый ход: на черном Nie-29V он выиграл приз Дойч де ла Мерта, показав на некоторых участках скорость 366 км/ч.
Между тем 6 января 1920 года ФАИ, наконец, утвердило регламент утверждения нового абсолютного рекорда скорости: пролет над мерной базой длиной 1 километр должен быть совершен на высоте не более 50 метров (включая и подход к трассе) и трасса должна была быть на расстоянии не менее 500 метров от аэродрома старта. Самолет должен был совершить четыре пролета над трассой по два в обоих направлениях и окончательный результат рассчитывался как среднее арифметическое четырех последовательных пролетов. И, наконец, разница нового рекорда с предыдущим должна была составлять не менее 1%.
Лекуант стал первым, кто установил абсолютный рекорд скорости в соответствии с новой формулой. Это произошло в Виллакубле 7 февраля 1920 года, когда машина Сади-Лекуанта – естественно Nie-29V – разогналась до 275,86 км/ч. В сентябре Сади-Лекуант принял участие в гонке на приз Гордона-Беннета в 20000 франков, половину из которых предоставлял американский аэроклуб. Сади-Лекуант пересел на NiD-29V (новое обозначение компании: Nieuport-Delage), верхнее крыло которого было уменьшено с 6,00 до 5,46 метров, а мотор был «форсирован» до 320 л.с. (235 кВт). Самолет Сади-Лекуанта со стартовым номером «10» убедительно выиграл со скоростью 279,6 км/ч.
Вообще же строительством истребителей во Франции в 20-е и начале 30-х годов занималось окало 10 фирм. Компании, получившие известность своими истребителями-бипланами в годы войны (СПАД, Ньюпор), оставались сторонниками двукрылой схемы, тогда как недавно созданные фирмы, например Девуатин, предпочитали монопланы.
Основатель фирмы Dewoitine, Эмиль Девуатин, занялся конструированием самолетов в начале 20-х годов, но, не добившись заказов от французского правительства. уехал в Швейцарию. Там он разработал оригинальный истребитель-парасоль D-27 с подкосным крылом и двигателем водяного охлаждения "Испано-Сюиза" 12Мс мощностью 500 л.с.. В ноябре 1927 г. пилот Марсель Доре установил на D-27 мировой рекорд скорости на дистанции 1000 км.
После успеха D-27 Эмиль Девуатин получил приглашение вернуться во Францию и вскоре прославился серией скоростных истребителей-монопланов: D-500, D-510 и другие.
Итак, историческая справка в конце главы.
Георгий Георгиевич Горшков (1881 - 1919 гг.) учился в кадетском корпусе, Николаевского училища, участвовал в русско-японской войне, где и ознакомился с воздухоплаванием. Затем учился летать на аэростатах и дирижаблях. Летом 1910 года его назначают начальником военного аэродрома в Гатчине, который он должен был подготовить к прибытию первых самолетов из Франции. Но к этому времени офицеры, посланные на обучение, еще не вернулись. Пришлось заключать сделку, с принимавшими участие в первой Петербургской авиационной неделе" летчиками Поповым и Эдмондом. Горшкова обучал француз Эдмонд, не знавший русского языка, а Горшков вообще не говорил по-французски. Но уже через два месяца ученик успешно совершал полеты самостоятельно и настолько уверенно, что он смог выполнить перелет из деревни Сализи до Гатчины и обратно. Это был первый в России дальний перелет. Тогда же он по существу становится первым военным летчиком-инструктором в России.
Грянула Первая мировая война. Уже в сентябре 1914 года штабс-капитан Горшков был назначен на должность командира корабля "Илья Муромец" - детища талантливого русского авиаконструктора И.И.Сикорского. Горшкову был определен под командование именно тот корабль, на котором его конструктор осуществил в 1911 году свой знаменитый перелет Петербург - Киев - Петербург. В память об этом событии корабль имел к своему основному имени почетную добавку - "Илья Муромец Киевский".