"Они утонули"
Смерть юного Черчилля
Эпизод 2. Британская подводная лодка A1
Сто двадцать лет назад субмарины имели микроскопическую боевую рубку и крайне низкий надводный борт. Даже небольшие волны перекатывались через их палубы, а среди больших или средних лодки практически не были видны. Их швыряло и качало на поверхности, они текли при погружении, а от испарений масла, бензина и хлора на борту можно было сойти с ума. Одним словом, служба на этих утлых суденышках была точно не для слабаков, сюда брали только добровольцев. Впрочем, из добровольцев стояла длинная очередь, и брали далеко не каждого.
Но... служба на подводных лодках в начале XX века была невероятно притягательной для молодых офицеров британских ВМС. Романтика и почти стопроцентные шансы погибнуть (и многие погибли) как магнитом притягивали юных аристократов.
Одним из таких блестящих молодых офицеров был родственник будущего премьер-министра Джон Престон Черчилль, сын вице-адмирала Орфорда Черчилля. Он мог сделать любую карьеру, служить на линкорах или в морских штабах, но выбрал тогдашние подводные лодки – ненадежные, взрывоопасные, пропитанные парами бензина и хлора, забитые горячими и оглушительными механизмами, - то есть суда, для которых название «плавучий гроб» отнюдь не казалось фигурой речи.
Первым типом подводной лодки, принятым на вооружение британских ВМС, стала американская лодка Холланда. Интересно, что сам Джон Холланд, ирландец по национальности и ирландский националист, разрабатывал свою лодку исключительно в целях… борьбы с английским флотом. Затем его партнеры по бизнесу продали проект американскому правительству, а оно, не страдая особой щепетильностью, перепродало лицензию англичанам; те заложили сразу пять штук.
«Холланды» все еще находились в стадии строительства, когда Адмиралтейство приняло проект более крупной и совершенной лодки, известной как класс "А". Головной корабль серии («A1») был заложен 19 февраля 1902 года, а 9 июля того же года спущен на воду.
Довольно продолжительное время ушло на борьбу с низкой надежностью первых субмарин, пока лорды Адмиралтейства не решили, что настало время перейти к отработке учебных задач в практических условиях. В марте 1904 года лодки класса А и «Холланды» впервые принимали участие в учениях ВМС.
В последний день маневров (18 марта, пятница) соединение подводных лодок получило задание выйти в учебную атаку на крейсер "Джуно" (HMS Juno), возвращавшийся из района стрельб в Портсмут. Вскоре после полудня крейсер был обнаружен у маяка Наб (близ острова Уайт в проливе Ла-Манш).
Первым практическую торпеду выпустил «Холланд-2»; мимо цели. Затем с дистанции около 400 ярдов атаковал «Холланд-3», с тем же результатом. А вот торпеда, выпущенная «Холланд-5», к огромному изумлению моряков крейсера, поразила его в борт.
На заре подводного флота торпедная атака даже в идеальных условиях была испытанием, требовавшим предельной сосредоточенности – таков был уровень тогдашней техники...
Наконец, настала очередь лодки "А1" Лофтуса Мансерга.
Старший сын армейского офицера Лофтус Чарльз Огилви Мансерг, родившийся 2 марта 1873 года в Бриджтауне, графство Корк, «сделал себя сам». Службу начинал младшим лейтенантом после училища, два года спустя (1895) был произведен в лейтенанты. На подводный флот был переведен в качестве перспективного командира, и вот теперь, имея за плечами 11 лет выслуги, 31-летний Мансерг командовал самой современной субмариной британского флота, и стремился доказать старшим флотским чинам, что маленькие подводные лодки способны полностью перевернуть представления о войне на море.
Старшим помощником Мансерга (и единственным другим офицером на корабле) был Джон Престон Черчилль, получивший первое офицерское звание лишь в сентябре 1902 года. Он был переведен на подводные лодки лишь 1 января 1904 года, и опыта имел крайне мало. Младший лейтенант Черчилль был на десять лет моложе своего капитана.
Когда грузопассажирский корабль SS Berwick Castle водоизмещением 5883 брт (совсем новый, 1902 года постройки) отплывал из Саутгемптона в Гамбург, вряд ли кто-то на его борту подозревал, что судно вот-вот войдет в учебники истории, причем по весьма печальному поводу.
На борту «Бервик-касл» с любопытством разглядывали "Джуно". Собственно, смотреть больше было не на что, о присутствии в этом районе подводных лодок никто на транспорте не догадывался.
Лейтенант Мансерг, в свою очередь, вряд ли предполагал, что в районе учений может оказаться гражданское судно. Кроме того, он был всецело поглощен атакой на "Джуно". С мостика лайнера лодку в последний момент все же заметили, приняв за буй; капитан приказал «право на борт», но было уже слишком поздно: лайнер нанес А1 смертельный удар. Через несколько секунд маленькая подводная лодка пошла ко дну.
На борту «Бервик-касл» посчитали, что лайнер протаранил учебную торпеду: о подводных лодках его команда если и знала, то уж точно не предполагала возможность встречи с ними в открытом море. После удара транспорт спокойно продолжил свой путь в Гамбург, даже не подозревая, что только что отправил на тот свет одиннадцать человек.
Командование подводников тоже не особо встревожилось, когда А1 не пришла в порт. Зная характер Мансерга, на берегу предположили, что он решил дать команде немного дополнительной практики в море.
Однако лодка все не появлялась, и через несколько часов были организованы ее поиски. Очень быстро эсминец HMS Hazard обнаружил место аварии: огромное маслянистое пятно на поверхности воды. Hazard и прибывшая вскоре канонерская лодка HMS Gull искали выживших или погибших несколько часов; напрасно. Спасенных не было.
На следующее утро 19 марта 1904 года затонувшую подводную лодку осмотрели водолазы. Они выяснили, что удар форштевня Berwick Castle пришелся с правого борта, рядом с боевой рубкой, и что А1 лежит на левом борту. Перископ А1 оказался загнут влево, винт – сломан. Никаких признаков жизни внутри не было.
Оптимисты полагали, что при удачном стечении обстоятельств субмарину можно поднять в течение суток. Под затопленное судно завели тросы, но при попытке подъема они соскользнули. Лодку, лежащую на глубине каких-то 16 метров, уже присосало к морскому дну. Проблему усугубляли сильные весенние приливы. Стало очевидным, что без полномасштабной судоподъемной операции не обойтись.
Вновь завели стальные тросы. Лодку загерметизировали, внутрь закачали воздух. В 11 часов 18 апреля 1904 года, ровно через месяц после катастрофы, A1 оторвалась ото дна. С соблюдением строгих мер конспирации субмарину отбуксировали к острову Уайт в погруженном состоянии – подальше от любопытных глаз. Порт закрыли для посторонних. Вскрывать корпус и извлекать погибших решили ночью.
Тело лейтенанта Мансерга нашли в боевой рубке, а Джона Черчилля - у ее основания. Судя по расположению тел, подводники были оглушены внезапным ударом, и по этой причине ничего не предприняли для своего спасения. Никто даже не попытался продуть балласт, хотя пробоина была незначительной, и лодка заполнилась водой далеко не сразу.
Вместе с офицерами погибли старшины Джордж Бейкер, Уильям Даджен и Вивиан Робертс; главный механик Уильям Паркинсон и моторист Клинтон Бейли; старший трюмный Альберт Флеминг и трюмный Альберт Эллис; матросы Чарльз Кинг и Питер Уоллес.
Лейтенант Мансерг и младший лейтенант Черчилль были похоронены в соседних могилах на Королевском морском кладбище в Хасларе, Гэмпшир.
Трагедия А1 имела свои последствия: после нее на всех подводных лодках стало обязательным наличие водонепроницаемой переборки между боевой рубкой и основным корпусом.
Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.