Китообразные идеально приспособлены к жизни в воде и никогда ее не покидают: на берегу их ждёт быстрая смерть. Когда - то этих животных в больших количествах добывали ради мяса, жира (ворвани) и того же китового уса, что поставило некоторые виды на грань вымирания. Сейчас промысел резко ограничен, и численность китов медленно восстанавливается.
Огромная пасть усатых китов весьма своеобразна. Вместо зубов по ее верхнему краю густо висят, как одежда в шкафу, длинные роговые пластины с бахромчатыми внутренними краями. Они действуют как фильтр, отцеживая из воды планктонных животных, которых кит потом глотает.
Большинство китов плавает плотными стадами. Члены стада общаются при помощи удивительно разнообразных звуков, часто слишком высоких или низких, чтобы наше ухо их воспринимало. Синий кит и финвал издают низкочастотный рев, распространяющийся в воде на сотни километров. Это самый громкий звук, производимый животными.
Многие киты кочуют на огромные расстояния между основными кормовыми районами и местами, где самки приносят потомство. Большинство усатых китов во время короткого полярного лета нагуливает жир в Арктике или Антарктике, чтобы на зиму отправиться в тропики. Самыми длинными миграциями известен серый кит. Ежегодно он плывёт из лагун Мексики и Калифорнии, где появляются на свет детеныши, кормиться в богатые пищей воды Берингова моря, а потом возвращается, проделав путь около 15 000 км. Горбачи - также известные кочевники. Некоторые из них зимуют в Карибском море, а на лето отправляются к Гренландии и Исландии.
Детёныши усатых китов остаются при матери до года. Новорождённый синий кит имеет длину 7 м, весит 3 т и выпивает ежедневно 200 л молока. Постепенно китенок начинает самостоятельно отцеживать из воды корм. Самки усатых китов обычно рожают одного детёныша раз в два года, что затрудняет быстрое восстановление их численности.