Найти в Дзене
harddisk.tv

Откуда берётся желание стать психологом?

Выбор профессии является одним из наиболее важных событий, определяющих в значительной степени жизненный путь человека. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения личности в целом, выбора образа жизни, профессии, а также ее вхождения в как профессиональные, так и социальные группы. На характер этого выбора оказывает свое воздействие множество различных факторов, таких как склонности, уровень притязания на общественное признание, информативность, позиция старших членов семьи, однако, ученые сходятся во мнении, что определяющая роль отведена именно семье. Родители могут как сознательно передавать детям собственные знания, представления, так и совершенно бессознательно.

Можно ли с уверенностью говорить о том, что выбор профессии является абсолютно свободным, сознательным решением личности? Впервые о том, что жизнь человека определенному сценарию, а его действия запрограммированы, сказал Э. Берн. Исходя из этого, согласно трансактному анализу, выбор профессии личностью также запрограммирован ее сценарием, однако, исследований, посвященных этой проблеме мало. Возможно ли, что конкретные решения, которые ребенок в глубоком детстве принимает в ответ на предписание родителей, могут определять направление его деятельности? Зачастую выбор профессии носит неадекватный характер, что приводит к неудовлетворенности ею, невозможностью раскрытия личностью всего своего потенциала в работе. Именно по этой причине, корректное выявление профессиональных интересов и склонностей ребенка столь важно.

Причинами неадекватного выбора профессионального пути могут быть внешние или социальные факторы, которые препятствуют осуществлению выбора на основе интересов личности, а также внутренние или психологические факторы, вызванные недостаточным осознанием школьника собственных склонностей, либо же неточные представления о содержании будущей деятельности. Кроме того, существует вероятность, что человек проживает словно не свою жизнь, следует по пути, который ему, на самом деле, не близок, но изменить его он уже не в силах, поэтому так важно понимание того, насколько сильны решения, принимаемые нами в самом раннем детстве.

Исходя из этого, актуальность данного исследования заключается в потребности в новых фактах, которые могут позволить расширить проблематику изучения влияния ранних решений на наиболее важные аспекты жизни. Полученные данные могут быть использованы для дальнейшего изучения влияния ранних решений личности на ее выбор профессии, а впоследствии - в прогностических целях. Таким образом, целью данного исследования является изучение влияния ранних решений на выбор направления деятельности.

Для получения максимально точных и достоверных данных в рамках данного исследования будет рассмотрена связь ранних решений с выбором исключительно одной профессии - психолога. Для рассмотрения этого вопроса, в качестве объекта исследования выступает содержание выбора профессии психолога, предметом же изучения является влияние ранних решений личности на содержание выбора профессии психолога. В соответствии с поставленной целью задачами исследования является:

• Проведение теоретического исследования специфики профессии психолога;

• Выделение и описание направлений деятельности психолога;

• Изучение и описание "субъектных" и сценарных предпосылок;

• Разработка схему эмпирического исследования;

• Поиск и разработка методического обеспечения исследования;

• Проверка предположения о том, что выбор направления деятельности психологом имеет сценарные предпосылки;

• Проведение исследования;

• Статистическая обработка полученных данных.

Для проверки гипотезы о существовании связи между ранними решениями личности и ее выбором профессии будет проведено исследование, состоящее их трех этапов. Первая часть исследования направлено на рефлексию содержания выбора направления деятельности, что будет осуществлено посредством полуструктурированного интервью, в ходе второй части исследования будет выявлены наиболее выраженные ранние решения личности с помощью методики "Детские" мысли. В случае если, в результате обработки данных не будет установлена связь ранних решений личности и выбора профессии будет рассмотрена возможность существования в противовес этому связи потенциала личности с выбором ею профессии психолога, что будет осуществлено в третьей части исследования с помощью самоактуализационного теста САМОАЛ.