Развитие интернета, казалось бы, открывает неограниченные возможности в области обучения, задача которого состоит в передаче обучаемому определенного набора сведений (информации). Возможности «паутины» в этой сфере колоссальны, однако результаты применения явно не соответствуют потенциалу. Проблема в том, восприятие человеком информации в непосредственно электронном виде пока не возможен. Современные массовые методы обучения используют воздействие на сознание обучаемого, с построением логических цепочек и уменьшением роли автоматического запоминания (заучивания).
Между тем воздействие на подсознание человека имеет древние традиции и позволяет получать фантастические результаты как в обучении, так и в других сферах жизни. Слабая изученность и неконтролируемость процессов, происходящих в подсознании, усиливает опасность неадекватного поведения человека и превращения личности в зомби. Нельзя сказать, что хорошо изучены процессы, происходящие в сознании, однако осознанное поведение обусловлено известными факторами и более предсказуемо. Поэтому при массовом обучении стараются использовать традиционные хорошо зарекомендовавшие себя методы обучения, основанные на ряде известных истин.
Китайские мудрецы считали, что жизнь человека подчинена додекаэдрическому закону, т.е. соответствует популярному сегодня восточному календарю. Отсчет начинается с периода петуха и продолжается по известному кругу.
Объяснение выбора такого начала отсчета следующее: только появившийся на свет человек кричит. Аналогов этому нет в животном мире. Этот крик словно крик петуха на рассвете. Жизнь младенца до года скучна в своем военном однообразии. Строгий режим, субординация, общение на уровне сигналов.
Затем следует период обезьяны (1 – 3 года), когда формируются память осязание, обоняние. Ребенок осознает собственное «я». При этом познание мира бессистемно, но конкретно и осязаемо. Потрогать, лизнуть, куснуть.
С трех до семи лет (период козы) время осознания языкового эквивалента всего сущего. Каждый предмет, явление природы получают свое лингвистическое наименование, т.е. закладывается возможность абстрагирования.
В период лошади (7 – 12 лет) приходит понимание необходимости обучения. Предыдущие знания признаются несерьезными. (Читать, писать, считать, делать что-то по хозяйству ребенок не умеет). Развивается воля как осознание цели, формируются совесть, ответственность.
Следующий период быка (12 – 17 лет) подобен революции. Меняются физиология, психология, идеология. Мальчики и девочки перестают быть детьми. Они становятся: - юношами со слабой волей, с почитанием культа силы, подчинением иерархии и
- девушками с железной волей и стремлением к самостоятельности. Происходит отрыв от семьи и слияние с социумом. (Возможно в этот период совместное обучение противопоказано). Мальчики этого возраста идеальные ученики, верящие преподавателю на слово. Качество их знаний – это качество преподавания.
17 – 24 года время «крысы». Пора любви и практики. Причем любви не только к противоположному полу, но ко всему: науке, музыке, литературе, человечеству – пределов нет. Одновременно идет обучение. Но теперь оно не теоретическое, а практическое. Поэтому очень важно в высшей школе иметь хорошую лабораторную базу для практических занятий.
Период «кабана» (24 – 31гг.), как бы период застоя. Это время для освоения культурного наследия, последняя возможность все прочесть, послушать, узнать. Позже не будет ни времени, ни желания. Это шанс пробудить в себе все таланты, какие только есть.
Затем следуют годы Собаки (31 – 42гг.) время действий и идей.
Период Змеи (42 – 55 лет) – время самодостаточности.
Дракон (55 – 70 лет) - время поиска Бога.
Кот (70 – 85 лет) – время игры.
Наконец Тигр – умершее тело и живая душа.
Читатели, вероятно, заметили, что последовательность периодов не соответствует Восточному календарю. Но таково видение проблемы восточными мудрецами. Я умышленно не даю комментариев и не привожу исторических аналогий, подтверждающих справедливость изложенной системы, чтобы каждый мог попробовать ее «на зуб» без навязывая мнения.
Человек принимает информацию через органы чувств: глаза, уши, нос, кожу, вкусовые рецепторы языка и полости рта. Особым средством получения информации является интуиция. Но этот канал мало изучен, поэтому роль его в обучении неизвестна.
По мнению ученых до 80% информации человек может получать с помощью зрения, до 15% с помощью слуха. На долю каждого из остальных органов чувств приходится от 3 до 6% сведений. Усвояемость зависит от способностей индивидуума, пола, возраста, условий приема и передачи информации и множества других известных и неизвестных факторов.
Известная сказка В.В. Бианки «Глаза и уши» опровергает приведенное выше значение зрения. Но в ней рассматривается некорректная ситуация, когда в условиях ограниченного обзора Лебедь не может воспользоваться зрением. Бобр же имеющий более острый слух вовремя скрывается от охотника.
В современных условиях обычному человеку мало приходится пользоваться осязанием, обонянием и вкусовыми рецепторами. Не принято в нашем обществе кого-то ощупывать, обнюхивать, и уж тем более облизывать. Между тем если ребенок в раннем детстве будет лишен необходимых осязательных ощущений, он не только будет иметь в последствии психологические проблемы, но не сможет свободно ориентироваться в пространстве. Способность оценивать расстояние до удаленных объектов вырабатывается мозгом на основе тактильной информации, полученной в раннем детстве и в дальнейшем либо совершенствуется на основе опыта, либо при ее недостаточности приводит к различным нарушениям и заболеваниям. Но это тема отдельного разговора.
Горожане, пользующие супермаркетом чаще, доверяют своим глазам чем ощущениям. Прочитав на упаковке дату годности продукта смело употребляют его в пищу, хотя бывают ситуации, мягко говоря, неоднозначные. Осязание, обоняние и вкусовые рецепторы стоят на защите нашего здоровья и самой жизни при дыхании, употреблении пищи и в других ситуациях, когда глаза и уши бесполезны.
Но вернемся к проблемам обучения. Во второй половине прошлого века, с развитием кинематографии и телевидения возникла идея использования учебных фильмов. Казалось это панацея, однако большой роли учебные фильмы в процессе обучения не сыграли. Выяснилось, что вербальную информацию, преподносимую человеком учащиеся, усваивают лучше, чем фильмы. Вопреки приведенным выше числам о приоритетном зрительном канале получения информации, обучающиеся усваивали до 80% сведений, поданных в вербальной форме и только 15-20% в зрительной. 5-6% составляли сведения, запоминаемые на уровне моторной памяти. Попытки улучшить эту ситуацию не приводили к кардинальным изменениям. Меняли голоса диктора (известно, что мужской голос воспринимается обучающимися лучше, чем женский), и аудиторию учащихся (ссылаясь на привычку людей смотреть фильмы для отдыха и развлечения), результаты оказывались стабильными.
Здесь необходимо вернуться к детству учащихся в котором закладывается способность обозначать конкретные предметы и явления абстрактными сочетаниями звуков (словами). Если ребенок до 5-6 лет в отдельности и в совокупности не получит необходимых лингвистических навыков, он не сможет логически мыслить никогда. Можно будет заставить его запомнит, зазубрить некоторый достаточно большой объем знаний, но использовать осмыслено полученную информацию взрослый человек уже не научится. Выше я обещал не давать комментариев и не приводить примеров, но не могу удержаться. У меня четверо внуков. Гуляя с ними заметил, до пяти лет они спрашивали значения употребляемых в наших разговорах слов, причем часто самых обыденных, которые мы произносим не задумываясь. Когда стали старше, уточняют значение только специфических терминов.
Только 5% взрослых людей понимают то, что прочли. Еще 5% интерпретируют прочитанное по-своему и неверно, им помочь практически невозможно. Не случайно о таких говорят: больше всех прочел и меньше всех понял. Оставшиеся 90% для правильного понимания нуждаются в дополнительных пояснениях.
Чувствую некоторые читатели возмущены: что же я читаю и не понимаю, что читаю? Да это чушь! Успокойтесь. Если Вы читаете о мопсах Дарьи Донцовой возможно все понятно, а возьмите-ка любой учебник для ВУЗов, да не историю и экономику, а что-нибудь посерьёзней и… Ну как? Причина подобных неурядиц довольно банальна. Каждый понимает прочитанное так, как он понимает. А нужно понимать так, как написал автор. Приведу маленький пример из близкой мне области «механика грунтов». Здесь имеются три термина: «осадка», «усадка» и «просадка». Если студент плохо изучил предмет, то он не осознает принципиального различия этих близких по звучанию слов. Все они обозначают деформацию грунта, но первый под действием нагрузки, второй под действием повышенной температуры, и последний под влиянием переувлажнения.
Задача преподавателя состоит в оценке степени понимания материала и своевременной корректировке, и разъяснении непонятных, «тонких» моментов. Иными словами, необходимо подав некоторую порцию знаний ученику, проверить что и как он усвоил. В случае необходимости добиться понимания материала в полном объеме и надлежащем виде. Очевидно при удаленном обучении по интернету или заочном обучающийся лишен возможности получения своевременной квалифицированной помощи.
Ну, много понаписал, вероятно, утомил Вас, уважаемый Читатель.
Давайте подведем итог. Что нужно чтобы ребенок легко, хорошо и с удовольствием учился и причем здесь коза? Коза имеется в виду не та, что блеет и дает молоко, а период жизни согласно китайскому календарю, в котором маленький человечек, осваивая родной язык научается абстрагировано мыслить.
Ах, да! Я же хотел рассказать, как стать академиком. Но, об этом в другой раз.