Продолжаем разбирать подробно Формулу эффективного обучения.
Пункт 5: Обучение идет с использованием материальных объектов
Чему бы вы не обучали ребенка процесс обучения идет легче, когда используются материальные объекты, а не только абстрактные понятия и изображения предметов.
Как правило это легко, когда вы учите рисовать, считать, писать. Можно считать кубики, игрушки, ступеньки, машинки, для букв использовать магнитную азбуку или шершавые буквы.
А если нужно обучить ребенка мириться, постоять за себя или сочувствовать?
Какие объекты использовать в таких ситуациях?
Всегда помните, что любую проблему можно и нужно использовать для обучения.
Когда ребенок чем-то расстроен, плачет из-за неудачи, поссорился, ушибся или не получил желаемое это всегда стресс и для детей, и для родителей. Мы стараемся радовать наших детей и хотим видеть их счастливыми. Каждую из этих ситуаций нужно использовать для обучения. Тогда и ребенок быстрее вернется к хорошему настроению и следующий раз аналогичная стрессовая ситуация будет уже менее неприятной.
Например, дети поссорились на детской площадке, ребенок плачет, потому что отняли игрушку, или не дали поиграть и т.п. После обязательных обнимашек и проявления сочувствия (Ты расстроен, что не получилось поиграть с игрушкой того мальчика. Ты разозлился, потому что не получилось построить башню из кубиков) предложите ребенку пересказать ситуацию. Сыграйте в ролевую игру. Используйте игрушечные фигурки из лего, или мягкие игрушки. Пусть это будут участники ситуации, которую пережил ребенок.
Задавайте вопросы: Ты стоял здесь, а тот мальчик подошел к тебе? Что он сказал? Что было у него в руках? Как он поступил? Ты пошел сюда? Кто там был? Что ты подумал? Что ты чувствуешь сейчас? Что бы ты сказал ему?
Когда ребенок пересказывает стрессовую ситуацию, то он начинает более осознанно относиться к происшедшему, лучше понимать участников и свои эмоции. Обычно это помогает успокоиться, принять происшедшие неприятности, понять как лучше поступать в похожих ситуациях.
Полезно читать книги, где рассматриваются сложные ситуации взаимодействия между людьми. Легко понять, когда кто-то очень злой обижает кого-то очень доброго. Но в жизни все обычно гораздо сложнее. Например в книге Исоль «Петит-феномен» понятным ребенку языком с выразительными иллюстрациями рассматриваются знакомые всем нам, но при этом весьма неоднозначные ситуации: Врать нехорошо, но мои выдуманные истории очень любят слушать мои друзья. Это плохо? По сочинению у меня 5, а по математике всегда плохие оценки. Я плохой? Должен ли я делиться с другими своей любимой игрушкой?
Обратите внимание, как автор отделяет личность мальчика от его поступков. Мама спрашивает: «Почему такой хороший мальчик иногда делает такие плохие вещи?»
Ребенок, который привыкает искать ответы на сложные вопросы в книгах создает таким образом целую базу знаний, которую он сможет использовать в дальнейшем в реальных жизненных ситуациях для принятия эффективных и мудрых решений.
#осознанноеродительство #формулаобучения #обучениедошкольников #книгидляродителей #умныйребенок